Жалобы на ЖКХ в России в 2020 году

Проблемы функционирования ЖКХ в современной России

Благоустройство домов – одна из серьезных проблем, которая касается практических всех городов России.

Многие собственники жилья ежемесячно исправно платят за содержание придомовой территории в надлежащем виде, однако не все понимают, как иногда сложно и тяжело управляющим компаниям и ЖКХ выполнять свои обязанности.

Какие проблемы ЖКХ существуют сегодня в России? Многие россияне считают своей главной проблемой ситуацию с жилищно-коммунальным хозяйством.

В последние несколько лет идет реформирование ЖКХ, но многие люди считают, что проблемы на самом деле не решаются, а наоборот, нарастают. Можно ли навести порядок в этой сфере, куда пропадают деньги, как обеспечить нормальное функционирование городов?

Основные проблемы ЖКХ в 2020 году

Давайте рассмотрим главные проблемы в ЖКХ и пути их решения коротко и ясно:

  • Высокие тарифы и их необусловленный рост. Многие граждане РФ обеспокоены тем, что им приходится тратить немалые суммы на услуги ЖКХ. Плюс к этому многих возмущает непрозрачность расходования средств.
  • Отсутствие нормального качества предоставляемых услуг. Почему сотрудники ЖКХ не справляются со своими обязанностями? Этому есть два объяснения. Первое: старые коммуникации работают неэффективно, много энергии тратится в никуда и эти потери должны оплачивать жильцы дома. Второе: в ЖКХ нередко работают сотрудники, которые не соответствуют занимаемой должности, поэтому выполняют работы неправильно, непрофессионально, из-за чего страдает качество работ.
  • Отсутствие контроля за предприятиями жилищно-коммунальной отрасли. Государство недостаточно контролирует эту сферу, а ЖКХ чувствуют свою безнаказанность, поэтому нередко люди сталкиваются с мошенническими схемами и аферистами, берущими за свои услуги втридорога, а по факту не предоставляющие эти услуги.
  • Решить главные проблемы управляющих компаний ЖКХ в 2020 году можно такими путями:

    1. Государство должно взять на контроль деятельность ТСЖ, управляющих компаний и разработать правовую ответственность за недобросовестную работу этих организаций. Также важно, чтобы правительство ликвидировало монополистов, которые устанавливают заоблачные цены на коммунальные услуги. Необходимо создать здоровую конкурентную среду для управляющих компаний.
    2. Найти дополнительные источники финансирования, чтобы можно было произвести полную модернизацию коммунальной инфраструктуры. Износившиеся, прогнившие трубы, газопровод, канализацию, старые электрические сети – все это нужно поменять, чтобы люди не переплачивали за потерю энергии. Дополнительно для снижения энергетических потерь следует установить систему энергосбережения в каждом доме, а также поставить новые приборы учета, чтобы жильцы не прибегали к мошенническим схемам.
    3. Создание общественных организаций для осуществления контроля за работой ЖКХ. Члены таких организаций должны контролировать ход проведения капитального ремонта, замену окон, работы по благоустройству прилегающей к дому территории и т. д.

    Проблемы ЖКХ с точки зрения населения

    Жильцы многоквартирных домов особое внимание уделяют таким проблемам в жилищно-коммунальном хозяйстве, как:

  • высокие тарифы на услуги;
  • плохое качество предоставляемых услуг;
  • отсутствие капитального или косметического ремонта (не окрашиваются подъезды, не ремонтируются окна/двери/лавки и т. д.);
  • коррупция в сфере ЖКХ, воровство;
  • отсутствие государственного контроля за деятельностью управляющих компаний;
  • отсутствие нормального благоустройства территории;
  • отсутствие нормального напора воды, отопления, проблемы с поставкой газа;
  • аварийное состояние домов;
  • плохие дороги на придомовой территории;
  • некомпетентность работников ЖКХ;
  • отсутствие финансовой отчетности перед населением;
  • плохой вывоз мусора (несвоевременный, грязная уборка);
  • отсутствие детских площадок возле дома, лавочек, урн и др.
  • Для успешного реформирования системы ЖКХ в России необходимо сделать следующие шаги:

    1. Изменить законодательную базу, внедрить лицензирование управляющих компаний.
    2. Создать базу злостных неплательщиков коммунальных услуг, чтобы как-то влиять на них (например, пока не оплатил долги по ЖКХ, то ни один банк не выдаст потребительский кредит).
    3. Предоставить населению возможность получения бесплатной консультации от юристов по части ЖКХ. Это нужно для того, чтобы население было осведомлено о проблемах ЖКХ, о путях их устранения. Важно работать с людьми, чтобы они понимали, почему эта сфера имеет те или иные проблемы, и как каждый житель может повлиять на деятельность управляющих компаний.
    4. Повысить эффективности использования основных средств ЖКХ путем применения современных технологий и материалов при проведении ремонтных работ.

    Создание фонда содействия реформированию системы ЖКХ

    В 2007 году был подписан Федеральный закон № 185–ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Цель этого фонда в том, чтобы направить все силы на создание благоприятных и безопасных условий проживания людей, повысить качество услуг и избавиться от проблем реформирования, внедрить ресурсосберегающие технологии, обеспечить финансовую поддержку субъектам РФ для проведения ремонтов и др.

    Основная идея реформы в том, что жильцы должны перейти к самоуправлению. Это значит, что сами владельцы квартир должны следить за состоянием общедомового имущества, заниматься благоустройством прилегающих территорий и нести за это ответственность.

    Поэтому в последнее время все чаще стали появляться товарищества собственников жилья, которые лично управляют домом.

    Перспективы развития отрасли ЖКХ

    Проблемы и перспективы развития отрасли ЖКХ – неоднократная и очень многогранная тема для дискуссий. В 2011 году ЖКХ вступило в полосу инновационных преобразований.

    Если ранее правительство ставило перед собой задачу – сформировать прозрачную цепочку «потребитель – управляющая компания – ресурсоснабжающая организация» с целью устранения конфликтов между жильцами дома и поставщиками услуг, то по состоянию на 2020 год основные проблемы в жилищном законодательстве были устранены.

    Так, сегодня можно упростить создание ТСЖ, была создана здоровая конкуренция, были четко установлены нормативы потребления коммунальных услуг (разграничение на индивидуальное и общедомовое потребление).

    Теперь платежи по коммунальным услугам рассчитываются справедливо и обоснованно. Граждане теперь понимают, что указано в их счетах и за что они должны платить.

    Проблемы функционирования ЖКХ в современной России и перспективы развития этой отрасли сводятся к следующим положениям:

  • В сфере управления многоквартирными домами – важно создать такие условия, при которых количество удовлетворенных жильцов дома будет возрастать. Для этого нужно повышать ответственность собственников квартир, своевременно делать ремонт и др.
  • В сфере проведения ремонта – своевременно проводить ремонт надлежащего качество и по оправданной цене. Для повышения эффективности системы капитального ремонта нужно привлекать дополнительные источники финансовых ресурсов, например, это может быть кредитование.
  • В сфере устранения аварийного жилого фонда – государство взялось защищать социально незащищенные слои населения путем их переселения из аварийных квартир в нормальные условия проживания. Для этого оно планирует создать некоммерческий фонд аренды, выделяемый муниципалитету для возведения домов в целях переселения людей при условии возврата средств сроком до 30 лет.
  • В сфере теплоснабжения – правительство обяжет теплоснабжающие предприятия нести ответственность за качественную и надежную подачу тепла.
  • В сфере подачи горячей воды – правительство запланировало провести многоступенчатый переход от использования открытых систем горячего водоснабжения до закрытых систем. Это поможет уменьшить потерю тепловой энергии.
  • В сфере подачи холодной воды задача правительства – обеспечить все население России качественной питьевой водой. При этом неважно, какой у человека достаток или какое у него социальное положение. Вода должна быть качественной в любом случае. Для реализации этого положения необходимо будет проводить очистку сточных вод, устранять осадки, уменьшать воздействие антропогенных факторов на окружающую среду.
  • В сфере усовершенствования и повышения энергоэффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства – планируется привлекать частных инвесторов, чтобы те вкладывали деньги в ЖКХ.
  • В сфере ЖКХ существует множество проблем: неоправданные платежи, некачественное предоставление услуг, отсутствие контроля и, как следствие, безнаказанность работников ЖКХ.

    Сегодня для развития сферы ЖКХ необходимо разрабатывать и успешно внедрять комплекс мероприятий, направленных на развитие инновационных технологий, на поиск инвесторов, создание заинтересованности каждого владельца квартиры в многоквартирном доме осуществлять контроль за управляющей компанией и повышать эффективности ее работы.

    Изменения в коммунальном хозяйстве в 2020 году

    ​В 2020 году планируется незначительное реформирование системы оказания Жилищно-коммунальных услуг населению государства. Основная задача проводимой реформы – улучшение качества оказываемых услуг на территории Российской Федерации. Но вместе с улучшениями, также ожидаемы изменения тарифов и условий оплаты потребленных ресурсов.

    Оплата

    На сегодняшний день населению доступны следующие способы оплаты услуг ЖКХ. А именно:

    • в кассе любого банка;
    • онлайн банкинг;
    • стационарный терминал самообслуживания;
    • отделение почты.

    От выбранного способа зависит скорость обработки обращения, а также стоимость услуги оплаты. Как показывает практика, когда приходит время платить за услуги, в каждой из этих инстанций образовываются большие очереди, что не комфортно для населения.

    Поэтому в 2020 году Сбербанк России планирует добавить еще одну возможность перевода средств в счет оплаты ранее потребленных ресурсов ЖКХ. Это будет возможность оплаты услуг напрямую с карты на кассе магазинов, которые являются партнерами Сбербанка России.

    Платежные квитанции

    Для того чтобы оплатить услуги, человеку необходимо дождаться все квитанции, которые поступают отдельно в отношении потребленного газа, света, воды и отопления. С одной стороны это неудобно для населения, поскольку приходят все квитанции в разное время и, дабы не бегать несколько раз в банк, человек ждет самый последний документ и, только после этого идет оплачивать услуги. С другой стороны, это возможность для коммунальных служб накручивать платежи.

    С целью создания более прозрачной системы расчета платежей, планируется ввести единую квитанцию, которая будет содержать подробные расчеты потребленных ресурсов и их стоимость.

    Преимущество общей квитанции еще и в том, что для ее формирования создается отдельная служба, которая дополнительно осуществляет контроль правильности расчета объема использованных ресурсов.

    Индивидуальные счетчики отопления

    Больше всего денег требует оплата отопления в зимнее время. При этом на сегодняшний день расчет осуществляется с учетом показаний общедомового счетчика и квадратуры конкретной квартиры. В 2020 году граждане смогут оборудовать индивидуальные счетчики внутри квартиры. Это позволит правильно рассчитывать количество тепла, потребленного конкретной квартирой, а также даст возможность сэкономить на оплате расходов на отопление общих территорий дома (подъезд, коридор). Предварительные расчеты показывают, что это позволит снизить размер оплаты на 10-15% с каждой квартиры.

    Общедомовые собрания

    Общедомовое собрание – главный способ принятия решения по вопросам, касающимся управления конкретным домом. Согласно старым правилам, для принятия решения необходимо получение положительных голосов от 50% квартир +1. На практике достаточно сложно собрать всех жильцов, а также доказать в дальнейшем, что голосование проведено с учетом всех правил.

    Читайте также:  Подача жалобы на бездействие сотрудников полиции в 2020 году

    В 2020 году будут действовать новые правила, позволяющие систематизировать порядок проведения общедомовых собраний и принятия решений на них. Так, будут действовать следующие правила:

    1. Сбор жильцов проводится только по повесткам. Каждый жилец, получивший вызов, передает корешок общедомовому управлению, подтверждая свое ознакомление с запланированными сборами.
    2. Проведение общественного обсуждения, то есть оглашение порядка дня и высказывание мнения каждым из участников собрания.
    3. Голосование. Увеличено количество вариантов проведения голосования. Это можно сделать лично на собрании, передать письменный ответ управлению дома или же, проголосовать на сайте Государственной информационной системы (только после предварительной регистрации).

    Эти правки помогут гарантировать прозрачность принятия решения, а также одинаковый доступ граждан к общедомовому управлению.

    Установление тарифов

    На сегодняшний день тарифы на оплату коммунальных услуг устанавливаются с учетом только времени года и субъекта Федерации. В 2020 году планируется ввести больший список факторов, которые будут влиять на начисление оплаты за водоснабжение, водоотведение и отопление. Будут учитываться:

    • возраст оборудования;
    • инфраструктура;
    • характеристики местности;
    • запасы природных ресурсов;
    • рыночная цена;
    • рельеф местности;
    • погодные условия.

    Расчет будет более сложным, но с другой стороны, он будет более справедливым для населения. Для некоторых субъектов Федерации это повлечет снижение стоимости услуг, но будут и те, для кого цена будет значительно выше.

    Индексация

    Законом предусмотрено, что индексация может проводиться отдельно государственными властями, а отдельно субъектами Федерации с учетами индивидуальных условий, действующих в областях. Так, в 2020 году планируется проведение разовой индексации только услуги поставки горячей воды. Индексация будет проводиться с 1 июля на 2,95%. По сравнению с прошлым годом это выгодно, поскольку в 2019 году было две индексации, направленные на рост стоимости всех коммунальных услуг.

    Возможно увеличение/снижение стоимости услуг на территории отдельных областей по решению локальных муниципалитетов.

    Модернизация

    На протяжении последующих четырех лет запланирована замена коммуникаций ЖКХ, износ которых составляет более 60%. Это позволит снизить сопутствующие затраты, связанные с растратой ресурсов по пути до квартир/домов.

    Еще одно преимущество, которое станет доступно населению уже с осени 2020 года – отсутствие банковской комиссии за оплату коммунальных услуг.

    Теперь переводить деньги на счет поставщиков услуг можно будет полностью бесплатно. Это позволит ежемесячно экономить около 100 рублей. Правда, нет гарантии, что эта разница не будет включена в стоимость коммунальных услуг, которые насчитываются отдельно каждой квартире.

    Обзор важных изменений в сфере ЖКХ -2020

    Правительство изменило все основные документы сферы ЖКХ — только Жилищный кодекс меняли в 2019 году более 10 раз. В ежегодный обзор мы включили самые важные нововведения и разъяснили, как УО, ТСЖ, ЖСК должны действовать в 2020 году по новым правилам.

    1. Дополнили состав работ по содержанию МКД

    Обязали управленцев держать один продух открытым, чтобы обеспечить поддержание температуры и влажности в помещениях МКД.

    Если в подвале или техподполье МКД есть продухи, держите один из них открытым весь год. Так вы обеспечите нормативные параметры температуры и влажности помещений, которые входят в состав общего имущества МКД.

    Когда изменилось — 4 декабря 2019 года.

    2. Разрешили не платить налоги с коммунальных услуг

    Управляющие МКД организации перестанут платить налоги с платежей, которые получают от жителей за коммунальные услуги. Ранее оплата за холодное и горячее водоснабжение, электроэнергию, отопление, газ и услуги по обращению с ТКО входили в понятие «доход» и учитывались в налогооблагаемой базе.
    Теперь формулировку в Налоговом кодексе уточнили в очередной раз и платежи за КУ действительно признали исключением из общих правил учета объектов налогообложения.

    Не включайте платежи за коммунальные услуги в налогооблагаемую базу. Проверьте, попадаете ли вы теперь под лимиты упрощенной налоговой системы, и подайте заявление на смену режима, если работаете на ОСНО.

    Когда изменилось1 января 2020 года.

    Где изменилось . Подпункт 4 пункта 1.1 статьи 346.15 Налогового кодекса ( Подпункт дополнительно включен с 1 января 2018 года Федеральным законом от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ )

    3. Изменили требования к оформлению протокола общего собрания

    Минстрой утвердил новые правила оформления протоколов общего собрания собственников помещений в МКД. Теперь для всех форм голосования нужно составлять бюллетени голосования и списки участников собрания. Ранее такой обязанности для очных собраний не было.
    Еще одно требование — прошивать, нумеровать и датировать протокол общего собрания.

    Используйте в работе шаблон протокола с учетом изменений.

    Когда изменилось — 5 марта 2019 года.

    4. Трудовые книжки переводят в электронный формат

    С начала года все работодатели начнут переход на электронные трудовые книжки. Весь 2020 год придется одновременно вести бумажные трудовые книжки на всех сотрудников и подавать электронные сведения в Пенсионный фонд. После 1 января 2021 года вести бумажные книжки нужно будет только для тех, кто заявит об этом в 2020-м.

    Определите, кто в УО или ТСЖ будет отвечать за ведение электронных трудовых книжек. Проверьте, готово ли программное обеспечение компьютеров для передачи электронных сведений о трудовой деятельности сотрудников в ПФР. Обеспечьте, чтобы сотрудник, ответственный за ведение электронных трудовых книжек, получил электронную подпись — она понадобится для сдачи отчетности.

    Когда изменилось1 января 2020 года.

    Где изменилось . Статья 66.1 Трудового кодекса (Статья дополнительно включена с 1 января 2020 года Федеральным законом от 16 декабря 2019 года № 439-ФЗ )

    5. Ввели новые правила для работы АДС

    Для аварийно-диспетчерских служб УО и ТСЖ ввели новые стандарты работы. Заявки от граждан нужно принимать по любым каналам связи, телефонный звонок в диспетчерскую нужно принять в течение 5 мин. Разговор обязательно записать, а срок выполнения заявки озвучить не позже чем через полчаса с момента ее приема.

    Разработайте внутренние документы — положение о работе АДС, инструкции. Провести инструктаж сотрудников.
    Наймите на подряд аварийно-диспетчерскую службу, если понимаете, что не можете самостоятельно обеспечить выполнение таких требований.
    Если у вас уже есть подрядчик, проверьте условия договора. Если в нем нет новых сроков и обязанностей АДС — внесите в договор изменения или ищите нового подрядчика.

    Когда изменилось — 1 марта 2019 года.

    6. ТСЖ заставили чаще общаться с ГЖИ

    ТСЖ, ЖСК, ЖК обязали направлять в орган ГЖН уведомление о том, что начали управлять МКД. УО делали это и раньше в рамках лицензионного контроля.

    Сообщите в Госжилнадзор, когда:

    — начали управлять МКД;

    — заключили договор управления МКД с УО;

    — начали управлять домом самостоятельно или заключили новый договор управления, когда старый закончился.

    Направить уведомление нужно в течение пяти рабочих дней со дня, когда произошло событие. Порядок, в котором будут направлять уведомления, определит Минстрой. Предполагают, что это нужно будет делать через ГИС ЖКХ.

    Когда изменилось — 13 декабря 2019 года.

    Где изменилось . Пункт 1 части 4.1 статьи 20, части 6 , 6.1 , 6.2 статьи 110, части 7 , 7.1 , 7.2 статьи 135 Жилищного кодекса ( в редакции, введенной в действие с 13 декабря 2019 года Федеральным законом от 2 декабря 2019 года № 390-ФЗ ).

    7. Разграничили обязанности УО, ТСЖ, ЖСК и РСО при переходе жителей на прямые договоры

    За управленцами закрепили обязанность предоставлять в РСО сведения о потребителях, если они приняли решение перейти на прямые договоры. Также УО и ТСЖ должны снимать и передавать показания ОДПУ и ИПУ, если жители продолжают передавать сведения со своих приборов управленцам.
    Ресурсоснабжающие организации обязали извещать жителей и управленцев о ходе перезаключения договора с УО и ТСЖ на потребителей. Ресурсники обязаны публиковать информацию на своем сайте и в ГИС ЖКХ.

    Передавайте в РСО сведения, необходимые для начисления платы за КУ, а также данные, по которым можно идентифицировать собственников помещений в МКД. Срок — не позднее чем пять рабочих дней до дня начала предоставления КУ ресурсником.
    Если сведения о собственнике изменились, сообщите новые данные не позже 10 рабочих дней с момента, как узнали об этом.
    Показания ОДПУ и ИПУ при их наличии передавайте в РСО не позднее 26-го числа текущего месяца.

    Когда изменилось31 июля 2019 года.

    8. Провели судебную реформу: истцам добавили обязанностей и запретили пускать в суды неюристов

    Осенью прошла судебная реформа, под которую вынуждены подстроиться все участники процессов, в том числе УО, ТСЖ и ЖСК. Теперь в кассационных судах общей юрисдикции и арбитражных судах всех уровней могут участвовать только представители с высшим юридическим обра- зованием.
    До обращения в суд с любым иском его копию нужно направлять ответчику.
    Еще ввели новые санкции для тех, кто шумит во время судебного процесса.

    Наймите юриста или проверьте документы об образовании у действующего сотрудника, если вам часто приходится бывать в судах. Если же вы судитесь только с гражданами-должниками, в суд можете пойти сами или с бухгалтером. Дело в том, что в мировых и районных судах пока не требуют от участников процесса диплома о высшем юридическом образовании.

    Когда изменилось — 1 октября 2019 года.

    Где изменилось . Статьи 49 , 132 , 159 ГПК, статья 59 и часть 4.1 статьи 154 АПК ( в редакции, введенной в действие с 1 октября 2019 года Федеральным законом от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ ).

    Пресс-служба Санкт-Петербургской РОО

    «Объединение Советов многоквартирных домов»

    В ФАС рассказали о новом повышении тарифов ЖКХ в 2020 году

    В 2020 году тарифы на коммунальные услуги в России повысятся лишь один раз – с 1 июля.

    Традиционно платежки за коммунальные услуги включают в себя несколько строк. Среди них холодное водоснабжение (ХВС), горячее водоснабжение (ГВС), отопление, содержание и ремонт жилого помещения, электрическая энергия, газ, обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

    Плата за коммунальные услуги в России в следующем году вырастет в среднем на 4%, рассказали «Известиям» в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Это выше инфляции в 3%, которая заложена в утвержденном Госдумой проекте федерального бюджета на 2020 год.

    О новых тарифах на ЖКХ стало известно в октябре, когда в правительстве утвердили предельные значения роста платы за коммунальные услуги.

    Читайте также:  Жалоба в налоговую инспекцию в 2020 году

    Распоряжение об утверждении индексации тарифов в регионах страны было подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым.

    В таблице представлены различные значения процентов, выше которых плата за ЖКХ подниматься в субъекте страны не может. Больше всего тарифы увеличатся в республиках Северного Кавказа.

    Так, согласно документу, самый высокий из них — в Чеченской Республики. Жители региона в 2020 году будут платить за коммуналку на 6,5% больше. Самый минимальный установлен в Ненецком автономном округе — 2,4%.

    Одна из основных составляющих тарифа на коммунальные услуги — это денежные вложения в модернизацию и обновление труб, котельных, электростанций и прочей инфраструктуры, объясняет в беседе с «Газетой.Ru» эксперт рабочей группы ОНФ Арсений Беленький.

    Повышение тарифов по Северному Кавказу эксперт считает обоснованным. Чечня – это горный регион, и поменять трубу в этом субъекте дороже, чем в других субъектах, объясняет он.

    «Дешево в Чечне это не сделаешь», — говорит Беленький.

    По его словам, тарифы устанавливают в зависимости от целесообразности.

    «Соответствующие государственные органы оценивают потребность в инвестициях, и если она назрела, и есть проекты, то принимается решение несколько больше поднять тарифы», — поясняет собеседник издания.

    В других северокавказских республиках тоже утвержден относительно высокий «потолок». В Кабардино-Балкарской Республике — 5,4%, в Дагестане — 5,2%, в Ингушетии — 5,1%, в Карачаево-Черкесской Республике — 4,9%.

    Такой рост по северокавказским республикам объясним, поскольку прежде тарифы были занижены, и сейчас их следует доводить до уровня себестоимости коммунальных услуг,

    считает исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.

    «Ранее республики Северного Кавказа росли [в тарифах] более низкими темпами в сравнении в целом со страной. Уровень был ниже инфляции, и теперь, видимо, они решили поднять цены, чтобы компенсировать», — говорит она.

    По инфраструктуре республики Северного Кавказа самые отсталые, признают опрошенные «Газетой.Ru» эксперты.

    Между тем относительно высокие тарифы установлены и в Бурятии, Якутии, Омской области — по 5%, а также в Новосибирской, Кемеровской области, Еврейской автономной области (4,9%).

    Несмотря на то, что тарифы на коммуналку в республиках Северного Кавказа – самые высокие, собираемость платежей там небольшая. Здесь явно не хватает контроля за чистоплотностью участников рынка, считает Беленький.

    Получить оперативный ответ от Минстроя «Газете.Ru» не удалось.

    При этом в Ненецком автономном округе, где самый низкий предельный процент по тарифам, с инфраструктурой тоже не все в порядке. Скорее всего, пока нет нужной инвестиционной программы для обновления и модернизации коммунальных объектов, либо региональные власти просто не успели ее утвердить, предполагает Беленький.

    В Москве коммуналка подорожает в среднем на 5%, Московской области — 4,1%, в Санкт-Петербурге — 3,8%.

    Много проблем с коммунальным хозяйством в большинстве регионов страны, рассказывает Разворотнева. В особенности в малых городах, там, где износ инфраструктуры достигает 80%, в том числе это и республики Северного Кавказа, продолжила она.

    «Практически везде за редким исключением у нас есть проблемы с инфраструктурой, и пока никто не понимает, не говорит, насколько они велики. Не хватает не денег все это ремонтировать, а просто элементарного учета и контроля»,

    В южных регионах, как правило, очень много проблем с качеством воды — порой она не соответствует даже нормам СанПиН. «Ее пить нельзя — вы отравитесь», — рассказывает Беленький.

    Для того, чтобы исправить это положение, нужны денежные средства, чтобы поменять трубы и так далее, добавляет он. А на это нужны деньги. Получить их можно, как правило, либо если собрать с населения (платежи за коммуналку), либо получив из федерального бюджета.

    Люди регулярно жалуются в интернете на качество коммунальных услуг. Например, в октябре этого года жители деревни Клинцов Брянской области удивились, увидев, что из крана вместе с водой плывут черви.

    «Просто ужас! Такая вода течет у нас из крана. Если присмотреться, в ней можно разглядеть маленьких червячков!» — возмущались они.

    Ролик в качестве доказательства был выложен в социальных сетях.

    Разворотнева считает Москву лидером по качеству коммунальных услуг. Однако и здесь есть вопросы, оговаривается эксперт.

    «Последние годы тарифы [в столице] растут опережающими темпами, выше уровня инфляции, и это тоже не очень понятно, не очень логично, потому что нет таких объемов ремонта, инвестиционных программ, которые бы требовали такого повышения»,

    Также она выделяет среди лидеров по качеству услуг ЖКХ Тюмень и Ханты-Мансийск.

    В 2019 году расчеты за коммунальные услуги менялись дважды — в июле и в январе. Прошлый год был исключительный по причине увеличения НДС в 2019 году на 2%, с 18% до 20%.

    Разделяли повышение для того, чтобы в этом году не так быстро росли тарифы на ЖКХ, заключает Беленький. Теперь же растягивать подорожание коммунальных услуг на два этапа не требуется.

    Что изменится в ЖКХ: единая платежка, тарифы, комиссии

    23.01.2020 в 18:49, просмотров: 108749

    С 2020 года в сфере ЖКХ заработают новые правила. Ряд положений начнут действовать уже весной, какие-то обретут силу летом, другие вот-вот примет Госдума. Тарифы по традиции вырастут. Впрочем, российские потребители давно свыклись с тем, что «коммуналка» вытягивает из их кошельков все больше и больше денег. В среднем по стране каждая семья отдает на нее около 10% своего дохода. С учетом общей депрессивной ситуации в экономике миллионам людей оплата услуг ЖКХ становится не по карману, а очередная платежка — словно ножом по сердцу. Наступивший год готовит жильцам много сюрпризов: будет изменен порядок поверки счетчиков, появится единый платежный документ (ЕПД), а тарифы подведут под «эталон». Каждая коммунальная новинка имеет свои плюсы и минусы. Чего больше — мы разбирались вместе с экспертами в сфере ЖКХ.

    Тариф по лету повышают

    С 1 июля 2020 года плата за коммунальные услуги в России вырастет в среднем на 4% — что, кстати, выше плановой годовой инфляции в 3%. В зависимости от субъектов Федерации подорожание составит от 2,4% до 6,5%. То есть для некоторых регионов коммунальный тариф возрастет вдвое по сравнению со средним уровнем инфляции. Стоит ли удивляться, что пока тарифы растут, увеличивается общая задолженность населения за услуги ЖКХ. На конец первого полугодия 2019-го (более свежих данных пока нет) долг потребителей составил 547,4 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2018-го прирост составил 4%.

    Петр Пушкарев, шеф-аналитик TeleTrade: «Чтобы нивелировать рост коммунальных тарифов, необходимо дотировать население по-крупному — скажем, на 25% от полной суммы платежки. Конечно, помогать надо не всем, а семьям с низкими подушевыми доходами или с высоким уровнем долговой нагрузки. Льготы по оплате коммунальных услуг пригодились бы сильно закредитованным домохозяйствам, тем, чей доход меньше 2 размеров МРОТ на человека, а также одиноким пенсионерам. Нужна государственная система льгот. Только в таком случае местные власти будут заинтересованы лучше контролировать обоснованность тарифов управляющих компаний: особенно если будут стимулы в виде зависимости сумм трансферов в местные бюджеты от суммы экономии. Разработка и внедрение таких механизмов позволят решить серьезные вопросы, касающиеся уменьшения долговой нагрузки населения за услуги ЖКХ».

    Заплатим по «эталону»

    Правительство утвердило план перехода к эталонным тарифам на водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение. Данные мероприятия рассчитаны с сентября 2019-го по август 2020 года. ФАС, Минэкономразвития и Минстрой будут исполнителями этой «дорожной карты». После августа 2020 года ими должен быть подготовлен проект нормативно-правового акта по установлению эталонов.

    Напомним, в августе 2018 года Владимир Путин поручил правительству осуществить переход на «эталонный» принцип формирования тарифов с целью защиты интересов потребителей и избежания перекосов в оплате «коммуналки». По подсчетам регуляторов, в разных регионах России максимальный платеж за услуги ЖКХ может превышать минимальный, например, в 55 раз, если речь идет о водоотводе, или в 40 раз — если о водоснабжении.

    Федеральная антимонопольная служба предлагает устанавливать эталонные расценки на жилищно-коммунальные услуги на длительный срок — 5–10 лет. Таким образом местным властям и ресурсникам, которые регулярно заявляют о том, что работают на грани рентабельности, хотят связать руки и запретить увеличивать тарифы для населения выше установленного предела. Как в таком случае изменятся суммы в платежках и станет ли процесс начисления платы более прозрачным? Независимые эксперты сомневаются в пользе стандартизации предоставляемых коммунальных услуг и выведения универсального «эталона».

    Роман Блинов, руководитель аналитического департамента Международного финансового центра: «Эталонные тарифы, с одной стороны, призваны сократить разрыв в стоимости одних и тех же услуг у аналогичных поставщиков ресурсов. С другой стороны, пока непонятно, насколько корректно будут рассчитаны «эталоны» и будут ли учтены региональные особенности и отличия различных организаций, предоставляющих соответствующие услуги».

    На поверку становись!

    С сентября изменится методика фиксации данных о потреблении ресурсов, а также актуализация этих сведений. Сведения о проведенной поверке приборов учета сразу будут включать в единый госреестр. Бумажные же свидетельства будут носить дополнительный характер. Напомним, каждому потребителю после установки счетчиков необходимо следить за их корректной работой и состоянием. Во избежание неточности показаний или поломки устройства необходимо проводить специальную процедуру — поверку. По истечении срока, указанного в технической документации, также необходимо проводить поверку устройства. Коммунальные службы могут предупреждать о необходимости проведения процедуры заранее. Но возникает вопрос: снизит ли данная новация риск мошенничества, когда поверка навязывается под предлогом требований законодательства? Ведь уже сейчас развелось немало аферистов, которые пудрят мозги одиноким старушкам, разводя их на приобретение более дорогих приборов учета.

    Наталья Тарасова, адвокат: «Изменение порядка поверки счетчиков — положительное нововведение, так как это позволит сократить число случаев мошенничества, когда граждан принуждают к смене счетчиков под предлогом истечения срока их действия. Теперь потребители смогут ссылаться на запись в реестре Росстандарта. Если граждане будут знать точную дату следующей поверки счетчиков, то у мошенников будет меньше возможностей для обмана населения».

    Единая платежка для всех услуг

    Пока правительство не поддержало законопроект о единой квитанции за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). Однако работа над единой жировкой продолжается — и эксперты не исключают, что законопроект о введении ЕПД может быть принят уже весной 2020 года.

    Читайте также:  Что такое частная жалоба на судью в 2020 году

    Переход от нескольких платежных документов, которые получают жильцы сегодня, к одной жировке — идея, с одной стороны, здравая. Но с другой — остается слишком много вопросов, связанных с реализацией задумки. Одна случайно проскочившая неверная цифра может привести к серьезной путанице и к последующим переплатам за потребленные ресурсы. Минимизировать ошибки получится лишь в том случае, если водоканалы, теплоснабжающие организации, электроэнергетики, газовики соберутся в один пул и решат объединить платежи по всем коммунальным услугам в единый документ, который будет приходить к собственникам квартир, а напротив каждого ресурса в квитанции будет указан отдельный расчетный счет. Насколько реально такое единение — большой вопрос.

    Светлана Разворотнева, исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ: «Если потребитель, к примеру, в летний период не пользовался в своей квартире рядом услуг, так как проживал на даче, их можно не оплачивать. ЕПД упрощает решение подобной задачи. Но главная сложность заключается в техническом исполнении этого плана. В существующей редакции законопроекта ничего не сказано о том, кто будет выпускать единую платежку».

    Счетчик с умом

    На 2020 год запланировано массовое внедрение «умных» счетчиков электроэнергии. Речь о дистанционных приборах учета, которые снимают показатели в режиме онлайн и передают их через Интернет уполномоченным учреждениям. Первое время на такие устройства начнут заменять те счетчики, чей срок эксплуатации уже подошел к концу. Новостройки будут оснащаться интеллектуальной системой автоматически. Между тем стоят такие аппараты дороже, чем привычные устройства. По оценкам экспертов, цена на них стартует от 10 тыс. рублей. Итоговая стоимость зависит от фирмы-производителя.

    Роман Блинов, руководитель аналитического департамента Международного финансового центра: «Тема потерь, которые несут энергокомпании, на слуху уже не первый год. После установки «умных» счетчиков у некоторых домохозяйств могут появиться новые издержки. Управляющие компании, скорее всего, при замене уже выработавших свои сроки счетчиков и установке новых захотят переложить свои затраты на плечи потребителей, что уже мы видели, и не раз. Однако в постепенном переходе на «умные» счетчики есть и положительные моменты. Они автоматизируют процессы снятия показаний и контроля потребления ресурсов как для рядовых потребителей, так и для организаций».

    Банкам дадут по рукам

    Некоторые коммунальные новации еще рассматриваются Госдумой, но поскольку они поддерживаются «Единой Россией» — практически наверняка обретут силу закона. В частности, депутаты планируют запретить банкам брать комиссию за платежи по ЖКХ. Выбрать, какой банк берет меньше комиссии, граждане могут и сейчас, хотя и мало кто из потребителей это в реальности мониторит: платят там, где привыкли. Между тем эксперты опасаются, что тотальный запрет приведет к тому, что банки будут брать еще большие комиссии с управляющих компаний, а те станут закладывать эти суммы в итоговые платежки. Такие нарушения ФАС уже выявляла, причем комиссии для управляющих компаний сферы ЖКХ доходили в ряде случаев до 7%, то есть явно имел место сговор УК и банка. Потребителям надо быть готовым к тому, что финансово-кредитные организации как-то компенсируют выпадающие от комиссий за ЖКХ доходы. Например, увеличат какие-нибудь совсем другие платежи: сделают на 100 руб. дороже обслуживание карт, или услугу sms-оповещения о платежах, или незаметно ухудшат условия по бонусным программам.

    Вячеслав Максименко, руководитель партнерских программ инвестиционно-образовательной площадки «Линейка»: «Подобные решения, как отмена комиссии при оплате ЖКХ, являются ощутимыми и значимыми для общества. Это нововведение может привести к незначительному повышению цен на ЖКУ, в большей степени потому что банки, которые вынуждены будут отказаться от практики взимания 0,5–2,0% от коммунальных платежей, пересмотрят размер взимаемых комиссий по другим операциям. Ясно, что банки так или иначе будут искать способы не работать за просто так. Текущая инициатива призвана в первую очередь устранить наиболее одиозные случаи, когда, например, из-за недобросовестной конкуренции клиенты управляющих компаний были вынуждены платить драконовские комиссии за социально-значимые ЖКХ, в том случае если оплата совершалась не через тот банк, с которым у УК было заключено партнерское соглашение».

    Как следует из анализа, который «МК» провел с помощью экспертов, некоторые нововведения положительно скажутся на добросовестных плательщиках, другие же, напротив, могут привести к неразберихе в платежках и спровоцировать рост стоимости услуг ЖКХ. При любом раскладе все вышеназванные новации так или иначе отразятся на стоимости и качестве «коммуналки». Вероятнее всего, ориентироваться в платежках, отслеживать начисленные суммы и доказывать ошибки станет проще благодаря «умным» счетчикам и новому порядку поверки устройств. В то же время потребителям придется смириться с тем, что тарифы продолжат расти и подорожание будет значительно выше уровня прогнозируемой инфляции, так как создать единую платежку и уравнять всех под один «эталон» вряд ли удастся.

    РЕЙТИНГ ПРОБЛЕМ В ЖКХ

    ( III КВАРТАЛ 2019 ГОДА)

    – Неудовлетворительное состояние, содержание и текущий ремонт дома

    – Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги

    – Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории

    – Проблемы, возникающие в связи с введением новой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами

    – Неудовлетворительное качество предоставляемых коммунальных услуг

    – Общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах

    – Общее имущество в многоквартирном доме

    – Проблемы с приборами учета

    Источник: НП «ЖКХ Контроль»

    Заголовок в газете: Коммуналка по-новому
    Опубликован в газете “Московский комсомолец” №28177 от 24 января 2020 Тэги: ЖКХ, Инфляция, Электроэнергия, Общество, Власть, Экономика Персоны: Владимир Путин Организации: ЖКХ Единая Россия Правительство РФ Минэкономразвития Места: Россия

    Повышение тарифов ЖКХ в 2020 году

    Для каждого россиянина вопрос повышения тарифов ЖКХ в 2020 году более, чем актуален. Чтобы избежать необоснованного роста расходов на коммуналку выше уровня инфляции за минувший год, максимально допустимые показатели роста устанавливаются соответствующим Постановлением Правительства. Так насколько же вырастут суммы в платежках россиян в грядущем году?

    Как изменятся тарифы

    Решать, каким будет очередное повышение тарифов ЖКХ в разных субъектах РФ в 2020 году предстоит местным властям. Последние при этом будут ориентироваться на процентные показатели, установленные Постановлением Правительства № 2556-р от 29.10.2019. В документе представлены предельные индексы изменения оплаты за услуги ЖКХ в целом. При этом допускается, что стоимость одних ресурсов (электроэнергии, воды, газа) может расти сильнее, других – меньше. Теоретически общая сумма расходов граждан на оплату коммунальных услуг не должна вырасти больше, чем на заданный процент для его региона проживания.

    На практике удорожание тарифов ЖКХ в разной мере «ударит» по карману российских семей в зависимости от особенностей потребления услуг ЖКХ. К примеру, региональный уровень индексации установлен 5%. Повышение оплаты за водоснабжение на 8%, а электричества на 2% как раз не будет превышать среднего установленного Правительством процента. При этом для семей, где потребление воды достаточно большое, а электричества – минимальное, расходы вырастут куда больше средних региональных показателей.

    Согласно последним новостям, максимальное повышение тарифов ЖКХ будет в Чечне (до 6,5%)и Кабардино-Балкарской Республике (5,4%), что превысит прогнозируемый уровень инфляции (около 4%). Минимальные показатели индексации с 2020 года установлены для жителей Ненецкого автономного округа (2,4%), Пермского края и Мурманской области (по 3%). Для жителей столицы и области суммарное подорожание составит 5% и 4,1% соответственно.

    Когда ждать повышение

    Плановое повышение тарифов ЖКХ в 2020 году ожидается только один раз. Начнется оно не с 1 января, а с 1 июля.

    На заметку! Двухэтапное подорожание «коммуналки» в 2019 году было связано с повышением НДС с 18% до 20%. Для стоимости услуг ЖКХ налог рассчитывается по максимальной ставке, поэтому ресурсоснабжающие организации потребовали досрочной индексации тарифов. В январе суммы выросли на 1,7%, в июле – в среднем на 2,4%. Но суммарный рост в итоге не превысил установленного уровня индексации, просто его разделили на два раза.

    Несмотря на то, что индексация проводится со второго полугодия, это не значит, что уже с начала 2020 года расходы на коммуналку не будут меняться. Дело в том, что Правительство устанавливает допустимые рамки роста только в отношении коммунальных услуг. К последним относится:

    • горячее и холодное водоснабжение;
    • газоснабжение;
    • электроэнергия;
    • канализация;
    • отопление;
    • вывоз мусора.

    Оплата текущего и капитального ремонта дома, домофона, охраны, содержания общего имущества не относится к расходам на коммунальные услуги. Правительство не регулирует подобные тарифы, поэтому фактическая квартплата может вырасти уже с 1 января 2020 года и даже больше установленных региональных показателей. В качестве способов влияния на расценки по указанным видам услуг ЖКХ можно использовать разве что смену управляющей компании или отказ от отдельных услуг.

    Как уменьшить платежи

    Россияне не могут влиять на величину тарифов ЖКХ, но могут оптимизировать свои расходы за счет заключения договоров напрямую с поставщиками услуг и более рационального потребления электроэнергии, газа и прочих ресурсов. Еще один способ – установить приборы учета. В таком случае оплачивать нужно будет по фактически потребленному количеству воды, газа, электроэнергии. Хотя для некоторых семей реальный расход ресурсов может оказаться больше установленных нормативами объемов, поэтому платежи могут увеличиться.

    Для снижения нагрузки на семейный бюджет отдельным категориям населения также положены льготные условия по оплате коммуналки. Причем не всегда граждане догадываются о наличии права на их получение. На федеральном уровне льготы положены участникам ВОВ, ветеранам боевых действий, героям соцтруда, труда СССР, РФ, инвалидам, чернобыльцам и т. д. Местные власти расширяют этот список за счет включения в него наименее защищенных слоев населения: детей-сирот, многодетных семей, ветеранов. Кроме того, в регионах предусмотрены субсидии для граждан, у которых расходы на коммунальные услуги превышают определенную долю дохода в расчете на одного члена семьи (обычно 10-20% в зависимости от региона проживания).

    Любые льготы и субсидии не назначаются автоматически. В зависимости от оснований их получения следует обращаться с подтверждающими документами в МФЦ, на портал Госуслуги, в отделения соцзащиты или по месту работы.

    Как вырастут тарифы ЖКХ в 2020 году: видео

    Ссылка на основную публикацию