Постановление 481 о деятельности организаций для детей-сирот в РФ в 2020 году

Работа детских домов по 481 постановлению

Обсудили вопрос готовности детских домов к реализации постановления Правительства Российской Федерации № 481

В настоящее время во всех 3-х детских домах создаются максимально приближенные к семейным условия , проживание организовано по воспитательным группам, в которых воспитывается не более 8 человек, в помещениях квартирного типа (в каждой группе имеются спальные комнаты, гостиные, помещения для отдыха, игр и занятий, кухни, санузлы и др.). Разрабатываются новые графики работы воспитателей, режим дня воспитанников, готовятся графики приема лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство), с учетом режима дня детей и др.

Согласно новому Положению на каждого воспитанника будет составлен индивидуальный план развития и жизнеустройства , который будет утвержден органом опеки и попечительства и пересматривается не реже одного раза в полгода. Работа в данном направлении в республике ведется еще с 2020 года. В каждом детском доме, школе-интернате, доме ребенка на воспитанников разработаны индивидуальные программы по жизнеустройству с указанием принимаемых учреждениями совместно с органами опеки и попечительства мер по семейному устройству и подбору для ребенка новой семьи. Благодаря такой адресной работе, в течение 2020 года и за истекший период 2020 года в семьи устроено более 140 детей-сирот из числа воспитанников детских домов, школ-интернатов, домов ребенка.

Приступила к работе экспертная группа по оценке соответствия детских домов и интернатов области требованиям постановления Правительства РФ № 481

В состав экспертной группы вошли представители Главного управления труда, занятости и социального благополучия региона во главе с начальником управления Екатериной Смородой , Уполномоченный по правам человека в Ульяновской области Людмила Крутилина , Уполномоченный по правам ребенка Людмила Хижняк , специалисты ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области», педагоги и психологи детских домов и интернатов. Региональная Общественная палата также рекомендовала включить в экспертную группу представителей некоммерческих организаций: благотворительного фонда «Дари добро», Ассоциации приемных семей и опекунов Ульяновской области, регионального отделения Общероссийской общественной организации по развитию казачества «Союз казаков-воинов России и Зарубежья», — что и было сделано.

Еженедельно члены экспертной группы будут посещать учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенные на территории Ульяновской области, с целью проведения мониторинга соответствия их деятельности и условий пребывания воспитанников положениям постановления Правительства РФ № 481. Первое выездное мероприятие состоялось 23 августа 2020 года – в его рамках экспертная группа посетила Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Родник» в селе Максимовка», — а завершающее пройдет в октябре.

Работа детских домов по 481 постановлению

Обучение дошкольников осуществляется заочно силами воспитателей и педагогов ДДИ с оказанием консультационно – методической помощи МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 17» и МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 20» и выездом детей на мероприятия в эти учреждения.

На каждого воспитанника, имеющего статус ребенка — сироты или оставшегося без попечения родителей составлен индивидуальный план развития и жизнеустройства, который находится в личном деле воспитанника. План пересматривается каждые 6 месяцев и утверждается Управлением опеки и попечительства по Сергиево-Посадскому району. Если у ребенка наблюдаются изменения в развитии, то план корректируется, в соответствии с этими изменениями.

Детских домов больше не будет

Однако, документ касается не только устройства детей в семьи, хотя это и одна из самых важных его частей. Так же в Постановлении прописаны изменения внутри работы самих детских домов, или как их теперь положено называть — Центров семейного устройства. А именно — сотрудники Центров обязаны разработать индивидуальный план развития каждого сироты, то есть его персональное расписание — во сколько ему вставать, какие книжки читать и на какие дисциплины сделать акцент. Появляются такие понятия, как личное пространство, личные вещи. Вводится запрет на перевод воспитанников из группы в группу, на помещение сирот в детские учреждения вдали от дома (это очень важно для сохранения социальных связей), на разделение по разным учреждениям братьев и сестер. К тому же, отныне сироты будут учиться не в стенах детского дома, а в обычных общеобразовательных школах. В дом ребенка попадают только те, у кого есть медицинские показания, а не все подряд, как это было раньше. Еще важный аспект — все детские дома будут перестроены по семейному типу, группы только с маленькой численности и постоянный персонал. Проще говоря квартиры, где будут проживать дети разных возрастов, с педагогом (социальной мамой), которой будут помогать варить суп и наводить порядок.

Впервые в документах подобного типа прописаны обязанности педагогов по подготовке выпускников к самостоятельной жизни. И вообще, зафиксирована возможность детей оставаться жить в социальном учреждении до 23 лет, а после этого возраста обращаться, если надо, в свой детский дом за поддержкой.

Реализация 481 Постановления правительства РФ по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов и интернатных учреждений в Чувашской

3 Приказ Минобразования Чувашии от г «Об утверждении формы договора о временном проживании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет и лиц в возрасте от 18 лет и старше в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Приказ Минобразования Чувашии от г «О создании на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, служб сопровождения замещающих семей и постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов»; Приказ Минобразования Чувашии от г «Об утверждении Плана мероприятий по реализации постановления Правительства Российской Федерации от г. 481»; Порядок межведомственного взаимодействия Минобразования Чувашии и подведомственных образовательных организаций, органов опеки и попечительства по постинтернатному сопровождению выпускников организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет Утвержден Приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 25 мая 2020 года 1266

2 Перечень республиканских нормативных правовых актов Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от N 471 «Об утверждении Порядка выдачи направления для помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим полномочия по контролю и координации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»; Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от N 472 «Об утверждении Порядка выдачи направления для временного помещения в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, имеющих законных представителей, органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим полномочия по контролю и координации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»; Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от г. 131 «Об утверждении Порядка оказания организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помощи в социальной адаптации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет и лицам в возрасте от 18 лет и старше посредством предоставления возможности временного проживания»; Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от г. 657-р «О Плане мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Чувашской Республике»;

Реализация постановления правительства РФ от 24 мая 2020 года № 481

Важнейшими направлениями воспитательного процесса является работа по осуществлению программ: «Становление личности ребенка в условиях детского дома», «Создание развивающего пространства», «Программа постинтернатной подготовки детей», «Эстетическое воспитание и развитие личности ребёнка», ставших лауреатами Московских международных выставок.

Детский дом распологает всем необходимым для обеспечения современного комфортного уровня жизни детей, их разностороннего развития. Оборудованы спортивные площадки по мини-футболу с искусственным «травяным» покрытием, баскетбольная и волейбольная площадки с резиновым покрытием, крытый бассейн, теплицы, медицинский и физиотерапевтический блоки. Имеются швейная мастерская, кабинет декоративно-прикладного творчества, актовый зал, библиотека,комнаты социально-бытовой ориентировки и психологической разгрузки, тренажерный зал, изостудия, музыкальный класс, танцевальный зал, музей детского дома.

Общественная палата Ульяновской области

В состав региональной комиссии по проведению оценки соответствия требованиям Постановления Правительства РФ от 24 мая 2020 года №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» войдут представители Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, Главного бюро медико-социальной экспертизы по региону, центров психолого-педагогической помощи, Уполномоченный по правам человека и Уполномоченный по правам ребенка в Ульяновской области, члены Общественной палаты, профильных некоммерческих организаций и другие эксперты.

27 июля 2020 года в зале заседаний Общественной палаты Ульяновской области была организована онлайн-трансляция очередного из еженедельных вебинаров членов ОП РФ с региональными палатами. В ходе мероприятия обсуждались механизмы реализации проекта «Мониторинг качества и эффективности молодежной политики в Российской Федерации», а также готовность экспертных групп в регионах для проведения мониторинга соответствия организаций для детей-сирот требованиям Постановления Правительства РФ №481 от 24 мая 2020 года «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».

Работа детских домов по 481 постановлению

Статья 51- о) Положения устанавливает такой вид деятельности, как оказание медицинской помощи детям. И даже это направление деятельности отчасти обеспечивает статья бюджета «Социальное сопровождение» через приобретение для детей Организаций по заявкам Организаций медикаментов, материалов и оборудования медицинского назначения.

ПРОЕКТ «ДЕТСКИЕ ДОМА КАРЕЛИИ» (далее — Проект) — ОБЩЕСТВЕННАЯ УСЛУГА В РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».

Работа детских домов по 481 постановлению

Казалось бы, ничего сложного: чтобы прекратить сиротский поток, нужно работать с кризисной семьей. Это правда, но тут опять возникает затык — как часто сотрудники ЦСУ будут пересиливать себя и мотаться из своего учреждения в «поле» — в эти кризисные семьи? Ведь они не любят опустившихся родителей, они не умеют работать с достигшими самого дна людьми. Да и с логистикой возникнут проблемы: часто детские учреждения находятся в сотнях километрах от места жительства кризисной семьи, а для ведения социальной работы иногда нужно жить в этих семьях. Логично было бы подключить к этой работе тех, кто необходимыми ресурсами обладает — профильные некоммерческие организации и фонды, даже учреждения социальной защиты. Однако об этих механизмах революционеры пока не подумали.

На конференции в агентстве «Россия Сегодня» собрались люди, много лет работавшие в сфере социального сиротства. Они рассказывали о том, какая происходит революция прямо сейчас, после принятия постановления правительства о переформатировании детских домов в центры семейного устройства (ЦСУ). Тон выступлений был вполне себе благостным, пока слово не взяла актриса Ольга Будина, основатель фонда «Обереги Будущее». Она тихо и просто сказала: в постановлении много написано об улучшении качества жизни детей-сирот, но при этом нет главного — мотивации сотрудников детдомов, которые держатся за рабочее место и не хотят, чтобы учреждения пустовали без детей. Непонятно, каким образом заставить их способствовать семейному устройству и как наказывать, если не выполняют своих новых обязанностей. Все мы знаем, как можно грамотно составить отчетность. На бумаге будут райские кущи, а на деле — дети как жили в казенной системе, так и будут жить. Они заложники подушевого финансирования (чем больше воспитанников, тем больше денег выделят детдому) и много чего еще, спонсорских щедрых дарений, например.

Читайте также:  Положения ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации в 2020 году

Революция в системе сиротских учреждений: с 2020 года в России все детские дома должны стать семейно-ориентированными

«Государство должно пересмотреть подход к детским домам на уровне каждого ребенка. На данном этапе госструктурам это кажется невозможным. Но это реально сделать при условии правильного понимания, правильного подхода к этому положению в принципе. В нем написано, что главная задача заведения с семейным типом устройства – возвращение ребенка в кровную семью. Я надеюсь, что мы еще продвинем эту идею, сделаем так, чтобы в законодательстве она была прописана однозначно. Нужно с каждым из этих детей начать действительно серьезно работать по восстановлению его связей с кровной семьей или с родственниками – причем не формально, ставя им какие-то условия. От регионов нужны реальные усилия, вложенные в восстановление семьи. А это значит и оказание всесторонней, в том числе иногда и финансовой, помощи. Бывают случаи, что родственники и готовы бы забрать ребенка, но им это не позволяют, например, жилищные условия. Если серьезно этим вопросом заниматься, привлекая для этого ресурсы региона, то детей-сирот будет меньше», – уверена президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

Директор Благотворительного фонда помощи детям «Дети наши» Варвара Пензова надеется, что постановление даст толчок к дальнейшей реформации системы сиротских учреждений. Однако она обращает внимание, что для успешной реализации всех задумок российские детские дома должны решить ряд насущных проблем. Одна из главных среди них – потребность в новых кадрах.

Постановление Правительства РФ № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Гуманистическое представление, что нормальная жизнь для ребенка – это жизнь дома, в семье, уже давно было зафиксировано в Конституции и в Семейном Кодексе РФ. Наконец приоритет семейных форм воспитания дошел до уровня подзаконных актов и теперь, наконец, мы надеемся, что такая практика начнет воплощаться в жизнь. С 1 сентября 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому дети-сироты будут помещаться в соответствующие организации только «временно, на период до их устройства на воспитание в семью», а организация должна способствовать их семейному устройству. Хочется верить, что для детей это станет началом движения от системы – к семье.

Плюсы и минусы Постановления комментирует юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Павел Кантор:

В Постановлении на нормативном уровне зафиксированы три очень важных положения:

1) Содержание и воспитание детей в учреждениях для детей-сирот должно быть организовано не в виде системы палат и коридоров казарменного типа, а в виде воспитательных групп семейного типа с одними и теми же преподавателями, объединяющих детей разного возраста и состояния здоровья.

Непонятно, насколько это будет реально на практике, но по крайней мере в теории – хорошо.

2) Акцент на том, что учреждение для детей-сирот, как правило, не должно являться местом их учебы, а обучение должно происходить в обычных школах, которые наиболее подходят ребенку и которые они будут посещать наряду с обычными детьми.

3) Акцент на том, что задача состоит в развитии и сохранении социальных связей ребенка, в том числе и семейных, а также с друзьями, знакомыми и т.д.

Эти три момента очень существенны.

Что касается недоработок: автор этого Постановления явно не имел в виду, что учреждения для детей-сирот могут быть – и уже есть! – разные, а не только государственные. В законе сказано, что теоретически может быть и так, но Постановление этого не учитывает. В результате это будет, скорее всего, неоднозначно пониматься чиновниками на местах. Правильнее было бы прямо указать в Постановлении, что учреждения для детей-сирот могут быть и негосударственные, с разным укладом, и оговорить, в какой степени это Постановление на них распространяется.

Второе: в постановлении не предусмотрено (хотя, на наш взгляд, должно быть), что эти учреждения в будущем могут не только быть опекунами и попечителями, но и быть соучастниками в опеке и попечительстве, наряду с другими лицами (участниками распределенной опеки, к которой движется законодатель и которая – теоретически – есть и сейчас, правда только в отношении взрослых). А автор этого Постановления, к сожалению, явно исходил из мнения, что если ребенок попал в систему, то он «их» целиком, и все функции по надзору, присмотру, защите прав и отстаиванию интересов целиком возложены на сиротское учреждение.

Третье: несмотря на общие правильные слова, в этом Постановлении не урегулирован очень больной и важный вопрос выхода из учреждения – насколько и в каком порядке ребенок может проводить время вне интерната (у друзей, у родственников, на каникулах, в поездках и т.д.). Там есть только краткое упоминание, что теоретически это возможно (и в Семейном кодексе есть эта возможность). Но отсутствие регулирования, скорее всего, на местах будет восприниматься как «не положено». В Постановлении сказано, что интернат должен всячески поощрять взаимодействие с теми, кто хочет стать усыновителями, опекунами и попечителями – это очень важно и прекрасно, но недостаточно, т.к. у ребенка должно быть свое взаимодействие за пределами интерната и с теми людьми, которые к опекунству не имеют отношения (например, с друзьями, дальними родственниками, волонтерами, одноклассниками и их семьями).

Отметим также, что в Постановлении есть мелкие нестыковки технического характера с новым законом о социальном обслуживании (поскольку учреждения для детей-сирот выступают по отношению к ним как поставщики социальных услуг) – хотя это не так важно.

Дети в трудной жизненной ситуации

Информация о работе секции в 2019 году.

Тема 1. Реформирование организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

  • Разработан проект изменений в постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 года № 481 совместно с Минпросвещения России; проект постановления Правительства РФ прошел процедуру согласования с иными органами власти.
  • Разработан проект федерального закона, направленного на исключение разделения организаций для детей-сирот на разные типы организаций (образовательные, медицинские и оказывающие социальные услуги).
  • Принято участие в разработке СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания детей».
  • Принято участие в разработке Методических рекомендаций по временному помещению детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (направлено письмом Минпросвещения России).
  • Обобщены и представлены результаты общероссийского мониторинга соответствия деятельности организаций для детей-сирот требованиям постановления Правительства РФ №481 в 2018 году.
  • Разработана методическая база для проведения общественного мониторинга деятельности организаций для детей-сирот: Методические рекомендации по проведению общественного мониторинга деятельности организаций для детей-сирот, подготовленные на основе опыта по осуществлению общественного мониторинга членами Совета. Проведена апробация результатов мониторинга и методологических подходов в рамках Форума Сообщество (стратегическая сессия, посвященная реформе организаций для детей-сирот и общественному мониторингу).
  • Осуществлен анализ правового регулирования и статистических данных субъектов РФ по деятельности социально-реабилитационных центров и социальных приютов в части их дублирования деятельности организаций для детей-сирот.

Тема 2. Разработка концепции совершенствования семейного законодательства по вопросам отобрания ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, лишения родительских прав или ограничения в родительских правах

  • Принято участие в разработке проекта федерального закона о внесении изменений в Семейный кодекс РФ и другие федеральные законы по вопросам семейного устройства.
  • Разработана концепция законодательных изменений, направленных на совершенствование норм, касающихся вопросов отобрания ребенка при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка, лишения родительских прав или ограничения в родительских правах.

Анализ выполнения протокольных поручений (протокол заседания Совета от 1 февраля 2019 г. №1)

ПоручениеКомментарий
1.Минпросвещения России (О.Ю. Васильевой) совместно с членами Совета и общественными палатами субъектов РФ продолжить проведение независимой оценки соответствия деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (1 раз в 2 года).В феврале 2019 года представлены результаты мониторинга за 2018 года. Следующий мониторинг будет проведен в 2020 году
2.Минпросвещения России (О.Ю. Васильевой), Минтруду России (М.А. Топилину), Минздраву России (В.И. Скворцовой), совместно с членами Совета подготовить предложения по внесению изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», направленные на индивидуализацию заботы и ухода, социальную адаптацию и подготовку к самостоятельной жизни воспитанников организаций, восстановление семейных отношенийПроект постановления Правительства РФ подготовлен и согласован с министерствами
3.Минпросвещения России (О.Ю. Васильевой), Минтруду России (М.А. Топилину), Минздраву России (В.И. Скворцовой), совместно с членами Совета подготовить предложения по внесению изменений в законодательство, направленные на унификацию требований к организациям для детей-сирот (исключение разделения указанных организаций на образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги).Проект подготовлен (находится на стадии согласования)
4.Минпросвещения России (О.Ю. Васильевой) совместно с членами Совета разработать и утвердить методические рекомендации по временному помещению ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Методические рекомендации разработаны и утверждены
5.Минтруду России (М.А. Топилину) совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и членами Совета провести анализ деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (включая задачи, виды деятельности, категории детей, помещаемых в организации, сроки пребывания и основания для их зачисления в такие организации) в целях исключения дублирования видов деятельности, осуществляемых организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и разработать предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования в данной сфере.Проведен анализ законодательства, регулирующего деятельность указанных учреждений и данных, представленных субъектами РФ. Сделаны выводы о наличии дублирования видов деятельности СРЦ (социальных приютов и центров помощи) и организаций для детей-сирот и отсутствии единых подходов в деятельности данных учреждений в разных субъектах. В 2020 году планируется проведение выездного мониторинга деятельности СРЦ и социальных приютов, результаты которого будут представлены на заседании Совета.
6.Роспотребнадзору (А.Ю. Поповой) с участием членов Совета в целях создания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий проживания, максимально приближенных к семейным, и обеспечения участия детей в процессе приготовления пищи проработать вопрос о внесении изменений в санитарно-эпидемиологические нормы и правила в части упрощения требований к организациям, проживание в которых осуществляется по квартирному типу.Подготовлен проект СанПиН по организации питания детей, в который включена глава об организации питания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживание которых организовано по квартирному типу и принципам семейного воспитания.
7.Минпросвещения России (О.Ю. Васильевой), Минтруду России (М.А. Топилину), Минздраву России (В.И. Скворцовой), Минфину России (А.Г.Силуанову) совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и участием членов Совета для оценки эффективности расходования средств и возможности индивидуализации подходов к обеспечению потребностей детей провести анализ стоимости содержания ребенка в различных организациях для детей-сирот, а также опыта указанных организаций по приобретению для детей личных вещей, в том числе с их участием; а также разработать предложения по внесению изменений в законодательство, направленные на совершенствование механизма финансирования содержания ребенка и приобретения для него личных вещей.Министерства предоставили результаты анализа стоимости содержания ребенка в организациях для детей-сирот, а также опыта приобретения для детей личных вещей. Члены Совета подготовят свои предложения по внесению изменений в законодательство в 2020 году.
8.Минтруду России (М.А. Топилину), Минпросвещения России (О.Ю. Васильевой), Минздраву России (В.И. Скворцовой), Роспотребнадзору (А.Ю. Поповой) совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и участием членов Совета, а также с участием Правительства г. Москвы разработать и утвердить порядок организации питания воспитанников центров содействия семейному воспитанию, обеспечения их одеждой, обувью, мягким инвентарем, средствами гигиены путем самостоятельной закупки товаров и провести его апробацию.
9.Минтруду России (М.А. Топилину), Минпросвещения России (О.Ю. Васильевой), Минздраву России (В.И. Скворцовой) совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и участием членов Совета проработать предложения по дальнейшей модернизации организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенных в местах, не обеспечивающих доступность образовательной и медицинской инфраструктуры, обратив особое внимание на школы-интернаты, детские дома-интернаты, а также дома ребенка, не имеющих потенциала для создания условий проживания и воспитания детей старше 4-х лет.Министерства провели мониторинг получения образовательных услуг воспитанниками указанных видов организаций. Минпросвещения России подготовило предложения по мерам, направленным на обеспечение доступности инфраструктуры
10.Минздраву России (В.И. Скворцовой), Минтруду России (М.А. Топилину), Минпросвещению России (Васильевой О.Ю.) совместно с органами власти субъектов РФ и участием членов Совета провести оценку качества проведения диспансеризации воспитанников организаций для детей-сирот и исполнения рекомендаций по итогам диспансеризации. По результатам проведенной оценки необходимости внести изменения в приказ Минздрава России от 21 декабря 2012 г. №1348н «об утверждении порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях».Создана межведомственная группа; разработаны меры, направленные на обеспечение исполнения рекомендаций по итогам диспансеризации в субъектах РФ
11.Минпросвещению России (Васильевой О.Ю.), Минобрнауки России (М.М. Котюкову), Минздраву России (В.И. Скворцовой), Минтруду России (М.А. Топилину), совместно с органами власти субъектов РФ и участием членов Совета провести анализ кадрового обеспечения организаций для детей-сирот, а также обучения их сотрудников по основным профессиональным образовательным и дополнительным профессиональным программам. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ разработать и утвердить планы мероприятий по привлечению в организации для детей-сирот высококвалифицированных кадров, их обучению по основным профессиональным образовательным и дополнительным профессиональным программам, по созданию системы мотивации и контроля качества работы сотрудников таких организаций.Представлен опыт Башкортостана по планированию мероприятий по привлечению в организации для детей-сирот высококвалифицированных кадров, их обучению по основным профессиональным образовательным и дополнительным профессиональным программам, по созданию системы мотивации и контроля качества работы сотрудников таких организаций.
12.Минпросвещению России (Васильевой О.Ю.), Минобрнауки России (М.М. Котюкову), Минздраву России (В.И. Скворцовой) разработать и апробировать методические рекомендации по психологическому сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая организационные условия деятельности психологических служб в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Методические рекомендации должны быть подготовлены в 2020 году

ПЛАНЫ СЕКЦИИ «ДЕТИ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ» НА 2020 ГОД (ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ)

1. Разработка концепции законодательного регулирования системы профилактики социального сиротства; выработка подходов по развитию и реорганизации системы государственной помощи, оказываемой семьям и детям в целях предотвращения потери ребенком родительского попечения, а также с целью предотвращения насилия и жестокого обращения в отношении детей.

2. Участие в разработке концепции проекта федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации с целью совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав в целом, систематизации и консолидации нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере.

3. Подготовка общественных экспертов и проведение общественного мониторинга организаций для детей-сирот на соответствие требованиям постановления Правительства РФ № 481.

4. Разработка единых подходов к оказанию помощи детям в трудной жизненной ситуации, находящимся в стационарных учреждениях.

Постановление 481 о деятельности организаций для детей-сирот в РФ в 2020 году

В отечественной и зарубежной практике важнейшим показателем, определяющим эффективность политики в области социального сиротства, является количественный показатель: число детей-сирот, переданных на воспитание в семьи граждан [1].

Так еще в 2006 году президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации совместно с регионами создать механизм решения задачи сокращения числа детей, находящихся в детских домах и интернатах [2].

Минобрнауки России планирует, что к 2018 году число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составит 60 тыс. человек, в том числе за счет устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи российских граждан [3].

Анализ динамики количества детей-сирот, переданных на воспитание в семьи российских граждан, свидетельствует о позитивных изменениях, происходящих в нашей стране и обществе.

По данным Росстата, в Российской Федерации за период
2005–2013 годов наблюдается снижение количества интернатных учреждений для детей (график 1) [4].

График 1. Количество интернатных учреждений для детей в Российской Федерации

В указанный период наблюдается сохранение общей тенденции снижения количества детей, оставшихся без попечения родителей (таблица 1).

Устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, человек

Всего выявлено и учтено детей и подростков, оставшихся без попечения родителей1)

Из них устроены:

в дома ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения социальной защиты населения и иные учреждения на полное государственное обеспечение

под опекой (попечительством), на усыновление

В том числе усыновлены иностранными гражданами

в образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования на полное государственное обеспечение

Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях

В том числе в учреждениях:

детские дома — школы

школы-интернаты для детей-сирот

школы-интернаты общего типа

школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья

дома-интернаты для детей

Находится детей и подростков на воспитании в семьях:

под опекой (попечительством)2)

в приемных семьях (без родных детей)

в семейных детских домах

1) С учетом детей, оставшихся не устроенными к началу отчетного года.

2) С 2009 года — в соответствии с Федеральным законом от 24.04.2008 «Об опеке и попечительстве», включая детей, находящихся на воспитании в приемных семьях. В таблице приняты условные обозначения: явление отсутствует; . данных не имеется.

По данным Росстата, в 2013 году выявлено и учтено 73,33тыс. детей и подростков, оставшихся без попечения родителей (на 50% меньше, чем в 2005 году).

При этом численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, сократилась с 177,12 тыс. (в 2005 году) до 78,23тыс. детей (в 2013 году).

Анализ количественного показателя по детям-сиротам, переданных на воспитание в семьи иностранных граждан имеет тенденцию к снижению. Так, если в 2005 году количество детей, усыновленных иностранными гражданами, составило 6,9 тыс. человек, то в 2013 году этот показатель составил 1,5 тыс. человек (что соответствует показателю 1993 года). В связи с введением ряда ограничений и запретов на международное (иностранное) усыновление, принятое в Российской Федерации в период с 2013 по 2014 годах, можно прогнозировать уменьшение количества детей, усыновленных иностранными гражданами и в 2014 году. Особое внимание необходимо уделить усыновлению группы детей, относящейся к категории детей-инвалидов [5]. Доля данной группы детей, усыновленных иностранными гражданами в 2013 году, высока в Словении, Финляндии, США. В Российской Федерации данный показатель составляет около 2%.

Данные на 2013 год по семейным формам имеют тенденцию к снижению показателей по усыновлению — 123,8 тыс. детей (уменьшение на 134,8 тыс. по сравнению с 2005 годом), при росте показателя по опеке (попечительству) – на 50,14 тыс. детей в 2013 году (426,45 тыс.) по сравнению с 2005 годом, с преобладанием безвозмездной формы опеки (попечительства) (таблица 2).

Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей на 2013 год, человек

Форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Всего детей передано

Из них численность детей-инвалидов

Численность детей, переданных на безвозмездную форму опеки (попечительства) на конец года

Из них посторонним гражданам

Численность детей, переданных на возмездную форму опеки (попечительства) на конец года

по договору о приемной семье

по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации

Численность детей, усыновленных российскими гражданами

Однако, в настоящее время в соответствии изменением концептуальных подходов в системе работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, меняются и нормативно-правовые инструменты.

В связи со вступлением постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» в силу с сентября 2015 года организации для детей-сирот переориентированы на новый тип семейного воспитания, где приоритетом является семейное устройство детей. Детский дом – это место временного пребывания ребенка, промежуточная ступень с момента определения ребенка в детский дом до момента помещения или возвращения его в семью.

Изучение и прогнозирование возможных эффектов и рисков, связанных с вступлением данного нормативно-правового акта, имеет огромное значение в системе социально ответственного управления.

В ходе проведенного исследования, основываюсь на экспертных оценках, были выявлены предполагаемые положительные эффекты реализации механизмов, закрепленных Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 с 1 сентября 2015 года:

1. сокращение числа детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также снижение доли социальных сирот;

2. повышение качества условий содержания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3. повышение уровня социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4. формирование инновационной системы социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

5. повышение эффективности и прозрачности межведомственного взаимодействия в сфере защиты прав детей.

При вступлении в силу данного постановления можно прогнозировать проявление ряда рисков:

1. Несовершенство нормативной правовой базы.

2. Сопротивление руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, механизмам реорганизации таких организаций. В ходе проведенного исследования выявлено, что 30% руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не хотят изменений.

3. Отсутствие стандартизации услуг по подготовке кандидатов, сопровождению семей, необходимость в соответствующих профессиональных стандартах.

Вместе с тем при прогнозировании изменений необходимо учитывать ряд фактов, влияющих на эффективность политики в области социального сиротства:

1. Изменение контингента детей, находящихся в банке данных о детях-сиротах, и детей, оставшихся без попечения родителей, по демографическим характеристикам, характеристикам здоровья и социально-психологическому статусу.

В настоящее время произошло изменение контингента воспитанников в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как большая часть — это подростки старше 10 лет (69% детей) и дети с ограниченными возможностями (около 20% детей), с умеренной и высокой тяжестью психологической травмы и девиацией поведения, в том числе имеющие криминальное прошлое.

2. Получение дошкольного и школьного образования за пределами организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Не предусмотрено получение дошкольного образования детьми, помещенными под надзор в медицинские организации, и не определены механизмы сопровождения таких воспитанников. Школы не готовы к приему детей-сирот. Во-первых, директоры и педагогический коллектив школ не заинтересованы в обучении воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во-вторых, родители школьников выражают недовольство обучением в школе детей-сирот.

3. Квалификационный уровень кадрового состава, в том числе лиц, замещающих профессиональных родителей.

Остро стоит вопрос об уровне соответствующей квалификации педагогических работников. Не проработаны новые профессиональные стандарты, механизмы квалификационной подготовки и переподготовки кадров в соответствии с новыми требованиями, а также не решена проблема уровня внедрения новых технологий в работе с детьми и семьями, нет методических рекомендаций. Для лиц, замещающих профессиональных родителей, работающих на долговременной краткосрочной основе, необходимо предусматривать профессиональное обучение, включающее стажировку, супервизию (консультирование менее опытного более опытным), текущее обучение и повышение квалификации. Остаются сложности в подборе кадров (психологов, кураторов). Ощущается недостаток педагогических кадров.

4. Уровень информационной просвещенности населения о проблемах социального сиротства и семейных формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем, подводя итоги исследования, необходимо отметить, что постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» – это своевременный шаг, направленный на повышение эффективности государственной политики России в области социального сиротства.

Рецензенты:

Мальцева Г.И., д.э.н., генеральный директор, АНО ДПО «Институт менеджмента в образовании», г. Москва;

Клячко Т.Л., д.э.н., директор Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва.

Постановление 481 о деятельности организаций для детей-сирот в РФ в 2020 году

Постановление от 24 мая 2014 года №481. Принятые решения позволят повысить эффективность деятельности организаций для детей-сирот по устройству детей на воспитание в семьи, их социальной адаптации и защите прав и интересов, созданию в организациях для детей-сирот независимо от их ведомственной принадлежности условий для воспитания детей, приближённых к семейным.

Документ

Постановление от 24 мая 2014 года №481

Документ разработан Минобрнауки в целях реализации Федерального закона от 2 июля 2013 года №167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон).

В соответствии с изменениями, внесёнными Федеральным законом в Семейный кодекс Российской Федерации, Правительство наделено полномочиями по определению:

Комментарий

– перечня видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно – организации для детей-сирот, дети);

– порядка деятельности организаций для детей-сирот, порядка устройства детей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству детей);

– оснований принятия решений по устройству детей в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот;

– требования к условиям пребывания в организациях для детей-сирот.

Подписанным постановлением утверждено Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Положение), которое в том числе устанавливает:

– основные виды деятельности и оказываемые организациями для детей-сирот услуги, а также особые виды деятельности для медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и образовательных организаций соответственно;

– основания для помещения ребёнка под надзор в тот или иной тип организаций для детей-сирот, в том числе возможность проживания в них детей после достижения ими 18 лет, но не старше 23 лет;

– требования к организации жизнедеятельности детей в воспитательных группах по принципу совместного проживания и пребывания в группе детей разного возраста и разного пола, прежде всего родных братьев и сестёр, детей, являющихся родственниками, которые ранее вместе воспитывались;

– требования к численности детей в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу, которая не должна превышать 8 человек, а детей в возрасте до четырёх лет – 6 человек;

– требования по утверждению индивидуального плана развития и жизнеустройства каждого ребёнка, направленного на максимально возможное сокращение сроков его пребывания в организации для детей-сирот;

– требования по психолого-медико-педагогической реабилитации детей, реализации индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов, социальной адаптации воспитанников;

– порядок использования ресурсов организаций для детей-сирот для работы по профилактике социального сиротства, коррекционно-реабилитационной работы с родителями, подбору и подготовке граждан, желающих принять детей-сирот на воспитание в свои семьи, социальной адаптации воспитанников;

– порядок распространения информации о деятельности организаций для детей-сирот в интернете и средствах массовой информации.

Одновременно признаётся утратившим силу постановление от 7 июля 2011 года №558 «Об утверждении требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Принятые решения позволят повысить эффективность деятельности организаций для детей-сирот по устройству детей на воспитание в семьи, их социальной адаптации, защите прав и интересов, созданию в организациях для детей-сирот независимо от их ведомственной принадлежности условий для воспитания детей, приближённых к семейным.

Постановление вступает силу с 1 сентября 2015 года.

Положения Постановления № 481 о деятельности организаций для детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей

Ежегодно в России появляются тысячи детей-сирот. У кого-то из них погибли родители, от кого-то отказались родственники. Есть дети, которых забирают из недобросовестных семей и передают на попечение государству. Для проживания сирот созданы специальные организации, работа которых регулируется Постановлением № 481.

Цель принятия документа

Постановление Правительства № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» принято в мае 2014 года. Ранее существовали другие законодательные акты, регулирующие работу организаций для детей-сирот. Однако их положения не описывали полностью, какими должны быть условия, необходимые для обучения, комфортного существования и развития детей. Новое постановление было принято с целью улучшения среды, в которой воспитываются несовершеннолетние.

Принятый акт призван обеспечить эффективную работу организаций для сирот при устройстве их в новые семьи, улучшить правовую информированность воспитанников. Одна из целей принятия документа — повышение эффективности адаптации маленьких инвалидов к условиям внешнего мира.

Основные положения Постановления и рассматриваемые вопросы

Основные положения Постановления описывают порядок функционирования организаций, в которых проживают дети, оставшиеся без попечения родителей. Документ закрепляет принципы деятельности организаций, правила приема воспитанников, требования к их содержанию. В Постановлении описаны услуги, которые предоставляются несовершеннолетним в государственных учреждениях.

В акте приводятся обстоятельства, необходимые для определения ребенка в организацию для сирот, и сопутствующие этому документы. Также рассматриваются следующие вопросы:

  • Описание жилых помещений. Жилье необходимо обустраивать по типу квартиры. В учреждении оформляется игровая зона, комнаты для сна, употребления и приготовления еды, уборная.
  • Предоставление воспитанникам личного пространства. Ребенок должен иметь возможность играть, учиться. Дети имеют право на личные вещи.
  • Сохранность личных предметов воспитанника. Организация обеспечивает ребенка личным шкафчиком и следит за тем, чтобы его вещи оставались в сохранности.
  • Процесс воспитания и обучения. В акте описано, что сироты имеют право получать образование по общей или индивидуальной программе. Ребенок вправе посещать близлежащее учебное заведение или проходить обучение в стенах учреждения. Воспитанникам предоставляется возможность получать дошкольное, школьное и профессиональное образование. Сотрудники предоставляют детям полную информацию об их правах.
  • Содержание детей-инвалидов. Лица с особенными потребностями содержатся в учреждениях, обеспечивающих им комфортные условия.
  • Адаптация воспитанников к жизни вне стен организации. Для этого к работе привлекаются психологи. Кроме того, детям обеспечивают участие в жизни общества посредством участия в олимпиадах, посещения других общественных учреждений.
  • Обеспечение сиротам культурного развития. Организации предоставляют воспитанникам возможность посещать культурные мероприятия и учреждения.
  • Предоставление полного медицинского патроната. Дети, находящиеся на попечении государственных заведений, имеют право на обследование и лечение, как по месту нахождения организации, так и в больнице.
  • Предоставление вещей и питания за счет государства.
  • Право на общение воспитанников с родственниками.
  • Информирование общественности о деятельности учреждения. Организация для детей-сирот обязана освещать в общедоступных источниках информацию о своих сотрудниках, количестве воспитанников, направлениях работы.
  • Условия проживания ребенка в учреждение для детей-сирот во время отсутствия опекунов или невозможности осуществления ими ухода за несовершеннолетним.

В Постановлении приводится рекомендуемое количество детей в группе; описано, что родные братья и сестры имеют право проживать в одном учреждении и свободно общаться.

Положительные и отрицательные стороны Постановления № 481

Постановление призвано защитить права несовершеннолетних граждан, которые лишены попечения родителей. Оно имеет ряд положительных моментов:

  • Воспитание несовершеннолетних в условиях семейности. Маленькие граждане, лишенные возможности расти в семье, пребывают в стрессовом состоянии. Организации для детей-сирот обеспечивают воспитанникам максимально комфортные условия. Обстановка, создающаяся в учреждении, позволяет подросшим воспитанникам быстро привыкнуть к жизни вне стен детского дома.
  • Информирование общественности о работе организаций. Данная деятельность привлекает внимание общества к проблемам сирот. Открытое информирование увеличивает возможности детей попасть в новую семью, а также привлекает волонтеров, оказывающих добровольную помощь организации.
  • Возможность воспитанников получать образование вне стен организации. Посещение учебных заведений позволяет воспитанникам детских домов получить представление о внешнем мире, способствует их быстрой адаптации к самостоятельной жизни.
  • Способствование обретения семьи воспитанниками. Благодаря деятельности работников государственных учреждений, количество сирот в государстве имеет тенденцию к уменьшению.

Несмотря на положительные моменты, документ имеет отрицательные стороны. К таковым относят:

  • В законе не описаны требования к педагогическому составу сотрудников. Отсутствуют образовательные программы подготовки воспитателей и учителей для осиротевших детей.
  • Возможность обучения ребенка, оставшегося без родителей, вне стен организации не закреплена четкими правилами. Школы и детские сады часто отказываются принимать на обучение сирот. Нет механизма для осуществления данного положения.
  • Воспитанник вправе находиться в организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и после того, как ему исполнилось 18 лет. Однако на практике в детских домах не находится свободного места для совершеннолетнего воспитанника.