Основные положения закона о таможенном тарифе в РФ в 2020 году

Закон РФ о таможенном тарифе

Сегодня пересечение границы различными категориями товаров регулируются на законодательном уровне. Рассмотрим базовый документ, регулирующий эти вопросы.

Суть и значение закона

Документ определяет порядок однообразного формирования в РФ таможенного тарифа. Регулирует взаимоотношения внутреннего российского рынка во время его взаимодействия с мировым рынком. Устанавливает базовые правила, по которым на пересекающие границу РФ товары налагаются пошлины.

  • рационализацию ввозимой продукции в Россию;
  • поддержку баланса между ввозимыми и вывозимыми товарами, а также поступление валюты в российскую казну;
  • создание условий для выполнения благоприятных прогрессивных изменений в российском производстве, потреблении различных товаров;
  • защиту экономики России от агрессивного воздействия со стороны иностранных конкурирующих компаний;
  • базовые условия для возможности благоприятной интеграции российских товаров на мировой рынок.
  • порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин;
  • порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются;
  • случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины;
  • особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин;
  • особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот.

На заметку! Фактически закон РФ «О таможенном тарифе» 1993 года установил базовый свод ставок и пошлин, благодаря которым отечественная продукция получила шанс конкурировать на мировом рынке.

Основные положения ФЗ «О таможенном тарифе» № 5003-1

Законодательный акт был принят в начале 1993 года, а уже с мая его стали официально использовать. Документ разделили на семь базовых разделов и 38 статей. Разделы регулируют такие вопросы:

  1. Раздел 1. Охватывает статьи с 1 по 5. Здесь описываются общие положения, о чем документ, какие цели преследует, порядок формирования ставок, а также их разновидности;
  2. Раздел 2. Охватывает статьи с 6 по 11. Тут устанавливаются отдельные нюансы формирования пошлин для сезонной продукции, пересекающей границу. До недавнего времени также регулировал особые виды пошлин, применяемые в качестве защитного, антидемпингового, компенсационного механизмов (эта часть утратила силу в 2011 году);
  3. Раздел 3. Охватывает статьи с 12 по 17. В этих статьях идет речь о базовых положениях формирования таможенной стоимости различных товаров (утратил силу в 2011 году);
  4. Раздел 4. Охватывал статьи с 18 по 24. Действовал до 2011 года. Начиная с 06.12.2011 его положения потеряли свою актуальность и были аннулированы;
  5. Раздел 5. Охватывал статьи с 25 по 33. Был отменен с 01.07.2006;
  6. Раздел 6. Охватывает статьи с 34 по 37. Устанавливает порядок формирования и использования льготных тарифов (квот);
  7. Раздел 7. Распространяется на статью 38. Оговаривает механизм применения данного акта в части взаимодействия с аналогичным международным законодательством.

Нормы закона № 5003-1 «О таможенном тарифе» постоянно пересматриваются, актуализируются, подстраиваются под требования мирового рынка. Последние изменения были внесены в 2011 году. Скачать для просмотра и печати:

Что представляет собой закон

Федеральный закон «О таможенном тарифе» объединяет под своим началом свод ставок, правил их применения, различные исключения, распространяющиеся на все виды товаров, въезжающих (выезжающих) в (из) страну.

Документ регламентирует такие моменты:

  • устанавливает четкий порядок, а также базовые условия применения ставок на конкретные группы товаров;
  • определяет реальный размер таможенных сборов;
  • формирует четкий список товарной продукции, поставки которой облагаются таможенным сбором;
  • учитывает торговое сотрудничество России с некоторыми странами партнерами и определяет нюансы формирования ставок при сырьевых поставках с таких стран;
  • четко фиксирует перечень льготных категорий товаров, порядок формирования квот, преференций, различных тарифных льгот.

Закон разграничил такие виды базовых ставок:

  1. Адвалорные. В этом случае необходимо заплатить фиксированный процент от заявленной стоимости товара во время перемещения его через границу;
  2. Специфически. Тут действует механизм фиксированного начисления ставки на единицу товара вне зависимости от заявленной владельцем стоимости;
  3. Комбинированный. Когда выполняется сочетание сразу двух перечисленных выше способов снятия пошлин (фиксированный процент плюс четкая стоимость за каждую единицу).

На заметку! По сути, представленный закон — это основополагающий документ для регулирования внутреннего российского рынка от засилья иностранной продукции. Он также помогает отечественным производителям в развитии собственного бизнеса внутри и за пределами страны.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Последние изменения, которым подвергался законодательный акт, датированы июлем и августом 2018 года и связаны с корректировкой статьи 3.1 в части определения ставок на сырую нефть и продукты ее переработки. В частности, Федеральными законами № 201-ФЗ, № 305-ФЗ внесены изменения в пункт 4 статьи 3.1:

  1. Установлены корректирующие коэффициенты на предельные ставки на нефть с периодом действия с 1 января 2019 года и до 31 декабря 2023 года;
  2. Установлены вывозные квоты на некоторые виды нефти с особыми физико-химическими свойствами, добываемые в различных месторождениях на территории РФ с указанием их перечня, а также географических координат;
  3. Изменена общая редакция, формула расчёта вывозной ставки на нефть в подпункте 6 обозначенного выше пункта;
  4. Предоставлено право российскому правительству самостоятельно устанавливать формулы определения ставок вывозных пошлин, в том числе и на понижение. Тут же определено, что на отдельные категории продукции, изготовленной из сырой нефти, может устанавливаться пошлина в размере 60% базовой вывозной ставки;
  5. Определены четкие даты и механизм введения изменений в действие.

Для использования в юридической практике целесообразно ознакомиться с текстом актуальной редакции закона на официальных государственных сайтах.

Брокерам, занимающимся документальным оформлением товаров, пересекающих границу России, необходимо четко понимать размер ставок, а также условия их оплаты в конкретный период времени.

  • правильно рассчитать ставку;
  • узнать о пакете требуемых документов, разрешениях, сертификатах на продукцию;
  • понять, является ли ваша продукция подакцизной;
  • требуется ли уплата экспортных сборов (пошлин).

Все это присутствует в актуальной версии закона «О таможенном тарифе». Поэтому они всегда должны иметь под рукой редакцию этого акта на последнюю дату.

Закон о таможенном тарифе 2020

Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 01.05.2019) «О таможенном тарифе»


N 164-ФЗ и о таможенном тарифе. На основании пункта 7 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и пункта 2 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» (далее — Закон) таможенный орган вправе самостоятельно определить таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров, лишь в случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа (отказ декларанта должен быть оформлен в письменном виде в соответствии с к Положению). Необходимо также обеспечить обоснованное применение установленных Российской

О таможенном тарифе (с изменениями на 1 мая 2020 года)

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей.В отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются в порядке, предусмотренном статьей 3_1 настоящего Закона. На отдельные категории товаров, определяемые Правительством Российской Федерации, за исключением товаров, указанных в статье 3_1 настоящего Закона, ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации в порядке и по формулам, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.4. Настоящая статья определяет порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные

Изменение таможенного законодательства в период с 01 по 10 января 2020 г.

Согласно документу новые вещества включены в соответствующие разделы списков I и II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в России (Перечень утверждён постановлением от ).

«Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта»

дополнен новыми веществами группы анаболических стероидов.

Список утвержден постановлением Правительства РФ от .

Одновременно внесены корреспондирующие изменения в крупный размер сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса.

Закон от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе»

для легких и средних дистиллятов (за исключением прямогонного бензина и бензина товарного), бензола, толуола, ксилолов, масел смазочных — 48 процентов (для всех календарных месяцев, приходящихся на период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно), 40 процентов (для всех календарных месяцев, приходящихся на период с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно), 30 процентов (для всех календарных месяцев, приходящихся на период с 1 января 2017 года); 2) для прямогонного бензина — 85 процентов (для всех календарных месяцев, приходящихся на период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно), 71 процент (для всех календарных месяцев, приходящихся на период с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно), 55 процентов (для всех календарных месяцев, приходящихся на период с 1 января 2017 года); 3) для бензина товарного — 78 процентов (для всех календарных месяцев, приходящихся на период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно)

Федеральный закон «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 N 5003-1 ст 3.1 (ред.

Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, рассчитываются на срок один календарный месяц и применяются с 1-го числа календарного месяца, следующего за месяцем окончания периода мониторинга. Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, рассчитанные на очередной календарный месяц, доводятся через официальные источники информации не позднее чем за четыре дня до дня применения указанных ставок в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и подлежат применению с 1-го числа календарного месяца, следующего за месяцем окончания периода мониторинга.

3. Уполномоченный Правительством

Закон РФ о таможенном тарифе

Документ разделили на семь базовых разделов и 38 статей.

Разделы регулируют такие вопросы:Раздел 1.

В этих статьях идет речь о базовых положениях формирования таможенной стоимости различных товаров;Раздел 4. Охватывал статьи с 18 по 24. Действовал до 2011 года. Начиная с 06.12.2011 его положения потеряли свою актуальность и были аннулированы;Раздел 5.

Основные положения закона о таможенном тарифе в РФ в 2020 году

Ведь если таможенные тарифы высоки, то перемещение товара через границу будет сильно осложнено. Это касается товаров, которые признаны необходимыми для экономики государства и потому очень ценны.

Если же таможенная пошлина не будет уплачена, это будет пресечено государством, у которого есть собственные рычаги воздействия на неплательщиков Ставка пошлины Это

Что такое и для чего нужен таможенный тариф

Суть его в том, что для каждого товара указан конкретный тариф, причем действует он для всех стран, и не зависит от страны происхождения товара. Сложный или многоколонный. Тут ставка зависит не только от товара, но и от страны происхождения. Такой подход гарантирует большую гибкость внешнеторговой политики.

Читайте также:  Основные положения закона О дачной амнистии в 2020 году

Применение этого варианта удобно за счет того, что удается подстроиться под достаточно сложные условия торговли. К тому же участие в международных договорах разного типа требует этого. В частности предоставлять преференции.

ФЗ «О таможенном тарифе» регулирует все моменты, касательно пошлин их типов размеров и другие существенные пункты. Так как страна является участником экономического объединения ТС, регулярно возникает необходимость корректировки тех или иных норм закона, его дополнение. За счет этого удается достичь оптимальных показателей товарной структуры, пропорций экспорта и импорта, денежных поступлений, расходов.

Наиболее важные нормативно-правовые акты, вступающие в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 326-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»».

К подакцизным товарам отнесены виноматериалы, виноградное сусло, фруктовое сусло, виноград, использованный для производства вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специального вина), виноматериалов, виноградного сусла или для производства спиртных напитков, произведённых по технологии полного цикла.

Кроме того, к подакцизным товарам также отнесены электронные устройства, используемые для образования табачного пара, вдыхаемого потребителем, путём нагревания табака без его горения или тления.

Федеральным законом устанавливаются ставки акцизов на период 2020 – 2022 годов, также уточняется порядок выдачи свидетельств организациям, совершающим операции с этиловым спиртом и порядок применения налоговых вычетов в отношении этилового спирта.

Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств».

Законом предусматривается поэтапная отмена требования о репатриации экспортной выручки в валюте РФ при осуществлении внешнеторговых расчетов между резидентами и нерезидентами.

Кроме того, уточняются случаи, при которых допускается зачисление на счета физических лиц – резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ, денежных средств, полученных от нерезидентов.

В частности, предусматривается снятие ограничений по зачислению на счета (во вклады) резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории России, денежных средств, выплачиваемых в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, в виде доходов от реализации драгоценных металлов, учитываемых на счетах резидентов, открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ.

Федеральным законом отменяется требование о представлении физическими лицами – резидентами налоговым органам отчета о движении средств по счету (вкладу), открытому в банках в государствах – членах ОЭСР или ФАТФ, участвующих в обмене финансовой информацией или имеющих с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, при условии соблюдения установленного значения общей суммы денежных средств, зачисленных на такой счет (вклад) либо списанных с такого счета (вклада) за отчетный год.

Решение ВЕЭС от 01.10.2019 № 17 «Об утверждении размера пошлины, уплачиваемой хозяйствующими субъектами при обращении в Суд Евразийского экономического союза».

Постановление Правительства РФ от 15.11.2019 № 1457 «О внесении изменений в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора».

Документом актуализирован перечень видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, и размеры утилизационного сбора.

С 1 января 2020 года более всего увеличатся ставки утилизационного сбора в сегменте легковых автомобилей — в среднем на 110,7%. При этом машины с двигателем до 1 л пострадают меньше (рост на 46,1%), а машины с двигателем от 3,5 л — больше (рост на 145%). Утилизационный сбор на самый массовый сегмент автомобилей (двигатель 1–2 л) увеличивается почти на 112,4%.

Приказ ФНС России от 11.10.2019 № ММВ-7-17/511@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией, и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 04.12.2018 N ММВ-7-17/786@».

Приказ МВД РФ от 23.04.2019 № 267 «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним».

Приказом утверждены форма паспорта транспортного средства, форма свидетельства о регистрации транспортного средства и требования к ним.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 322-ФЗ «О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Решение Коллегии ЕЭК от 04.06.2019 № 89 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары».

Решением дополнен пункт 6 Инструкции о заполнении декларации на товары. Установлено, что товары, в отношении которых в соответствии с Решением Коллегии ЕЭК от 04.06.2019 № 90 «Об автоматическом лицензировании (наблюдении) импорта отдельных видов труб стальных» введено автоматическое лицензирование (наблюдение) импорта, и они декларируются как один товар, если относятся к одному кодовому обозначению в соответствии с приложением № 2 (Классификатор кодовых обозначений отдельных видов труб стальных, в отношении которых применяется автоматическое лицензирование импорта) к данному решению.

Решение Коллегии ЕЭК от 04.06.2019 № 90 «Об автоматическом лицензировании (наблюдении) импорта отдельных видов труб стальных».

Решением установлено, что в отношении импорта отдельных видов стальных труб согласно установленному перечню, вводится автоматическое лицензирование (наблюдение). Установлен срок действия автоматического лицензирования – 31 декабря 2020 года включительно.

Также определено, что помещение труб стальных под процедуру выпуска для внутреннего потребления осуществляется при представлении таможенному органу государства – члена ЕАЭС разрешения на импорт труб стальных, оформленного в соответствии с Инструкцией об оформлении разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, утвержденной Решением Коллегии ЕЭК от 06.11.2014 № 199.

Решение Коллегии ЕЭК от 03.12.2019 № 213 «О внесении изменения в формы Единых ветеринарных сертификатов на ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС подконтрольные товары из третьих стран в части формы № 1».

Решением скорректированы формы Единых ветеринарных сертификатов на ввозимые в ЕАЭС подконтрольные товары из третьих стран, утвержденные Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 607. Согласно изменениям, из бланка ветеринарного сертификата на экспортируемый на таможенную территорию ЕАЭС племенной и пользовательный крупный рогатый скот (Форма № 1) исключен пункт 4.3 формы.

Бланки ветеринарных сертификатов, выпущенные по форме № 1 до вступления настоящего Решения в силу, используются до 1 декабря 2020 года.

Постановление Правительства РФ от 19.12.2019 № 1719 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 6 февраля 2018 г. № 105».

Постановлением продлен срок реализации пилотного проекта по компенсации физическим лицам – гражданам иностранных государств НДС при вывозе товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС до 31 декабря 2020 года.

Кроме того, расширена география субъектов Федерации – участников пилотного проекта за счёт Приморского края, Хабаровского края и Ленинградской области. В целях обеспечения возможности участия в пилотном проекте наибольшего количества организаций розничной торговли установлено, что такие организации могут располагаться на всей территории субъекта Федерации – участника пилотного проекта.

Постановление Правительства РФ от 12.12.2019 № 1653 «Об утверждении требований к дополнительной маркировке транспортного средства, порядка ее нанесения и применения».

Согласно постановлению, владельцы машин, на которых идентификационный номер неразборчив, будут обязаны носить специальную маркировку. Данная услуга будет осуществляться уполномоченными компаниями, такими как:

  • органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные для выполнения работ по оценке соответствия продукции требованиям техрегламента ТС «О безопасности колесных транспортных средств»;
  • организации-изготовители транспортных средств, включенные в российскую часть единого реестра уполномоченных органов ЕАЭС и организаций – изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов транспортных средств.

Услуга будет осуществляться на платной основе. Как считают эксперты, ее стоимость будет не менее, чем 5000 рублей.

Прежде чем нанести специальный код, автомобилист должен будет доказать свою невиновность в его порче. Если VIN признан потерянным или поврежденным по естественным причинам (коррозия, ДТП и т.п.), нужно будет применить специальную кодировку.

Что изменится в таможенной сфере в 2020 году

Об этом рассказали представители Государственного таможенного комитета на пресс-конференции, состоявшейся 14 ноября в Агентстве информации и массовых коммуникаций.

С 1 января 2020 года вводится новый порядок в таможенные процедуры, а при расчете таможенных платежей будут применяться новые ставки. Также усилятся принимаемые меры в отношении таможенных правонарушений.

С какой целью вводятся изменения

В последние годы упрощаются все таможенные процедуры, а для участников внешнеэкономической деятельности создаются более благоприятные условия. Однако есть случаи правонарушений по неуплате таможенных платежей, что негативно сказывается на деятельности предприятий, действующих в рамках закона.

В связи с этим в Кодекс об административной ответственности внесен ряд изменений и дополнений с целью усиления мер правового воздействия за правонарушения в сфере внешнеэкономической деятельности (см. подробнее ). В частности, изменение, уничтожение, повреждение либо утрату средств таможенной идентификации, а также незаконное вскрытие багажа транспортных средств, загруженных товаров, находящихся под таможенным контролем, влечет наложение штрафа на граждан от 10 до 20, а на должностных лиц – от 20 до 30 БРВ. Также увеличены штрафные санкции за незаконное распоряжение товарами под таможенным контролем и товарами, подлежащими процедурам таможенного оформления.

В результате отсутствия целостности средств таможенной идентификации возникают случаи замены товаров на другие с более низкими ставками таможенных платежей. Так, за истекшие 6 месяцев 2019 года зарегистрировано 13 фактов нарушений (в 2018 году – 39, в 2017 году – 28), в результате чего правонарушителей оштрафовали на общую сумму в 4,6 млн сумов.

Для сравнения : размер установленного штрафа за изменение, уничтожение, повреждение либо утрату средств таможенной идентификации в Китае – 4 200 долларов США, в Кыргызстане – 2 860, в Грузии – 1 800, в Российской Федерации – 300, в Казахстане – 250.

Законом предусмотрено ужесточение мер по непредставлению таможенной декларации и дополнительных документов на товары в установленный срок, а также за повторно совершенное правонарушение, связанное с перемещением через таможенную границу товаров, ввезенных с целью их использования в коммерческой деятельности под видом товаров для личного пользования.

Как изменится порядок ввоза товаров физлицами

С 1 января 2020 года вводится упрощенный порядок взимания таможенных платежей, предусматривающий уплату единого таможенного платежа взамен таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и акцизного налога, установленных законодательством для физлиц, ввозящих товары в ручной клади и сопровождаемом багаже через пункты пропуска Государственной границы Узбекистана, а также в отношении товаров, поступающих в адрес физлица в международных почтовых и курьерских отправлениях, для некоммерческих целей.

Читайте также:  Как и где оплатить штрафы ГИБДД со скидкой 50% в РФ в 2020 году

Установлено требование об обязательном наличии производственной упаковки продовольственной продукции животного происхождения, ввозимой физическими лицами при перемещении через таможенную границу в ручной клади, сопровождаемом багаже, а также в почтовых отправлениях для личного пользования.

Для сравнения : в Китае, США и Южной Корее строго определено обязательное наличие производственной упаковки ввозимой продовольственной продукции. Товары, не отвечающие установленным требованиям, возвращаются или уничтожаются в самом пункте пропуска.

Единый таможенный платеж взимается при превышении предельных норм ввоза в республику физлицом товаров, не подлежащих обложению таможенными платежами, в части превышения предельных норм исходя из таможенной стоимости товара по всем его категориям независимо от кода ТН ВЭД и страны происхождения.

При превышении норм ввоза товаров, указанных в приложении № 1 к постановлению Президента от 6.02.2018 г. № ПП–3512 «О мерах по дальнейшему упорядочению перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу», таможенные платежи уплачиваются в общеустановленном порядке.

При этом сами нормы беспошлинного ввоза остаются прежними: алкогольная продукция, в том числе пиво – не более 2 литров, все виды табачных изделий – не более 10 пачек, духи и туалетная вода – не более 3 единиц, ювелирные изделия из драгметаллов и драгоценных камней – не более 65 граммов.

Ставка единого таможенного платежа утверждена в размере 30% от таможенной стоимости, но не менее $3/кг., что делает его более экономичным, по сравнению с общепринятыми ставками таможенных платежей. Средняя сумма платежей, взимаемых по ставкам таможенных пошлин, акциза и НДС (44,1 млрд сумов) с превышающих норму безпошлинного ввоза товаров (62,3 млрд сумов), ввезенных физическими лицами за истекшие 9 месяцев 2019 года составляет 70,5% (за продовольственные товары 66,9%, за непродовольственные – 70,8%).

Согласно статье 300 Таможенного кодекса ставки таможенных пошлин в отношении превышающих норму безпошлинного ввоза товаров, ввозимых физическими лицами в ручной клади увеличиваются вдвое, если страна происхождения товаров не установлена и не предоставлен сертификат происхождения товаров. Таким образом, нововведенный единый таможенный платеж фактически ниже ставок, взимаемых с физлиц в настоящее время и вводимых с 1 января 2020 года.

При ввозе физлицами для собственных нужд действующее законодательство не требует проверки качества и соответствия товаров соответствующим госстандартам. Постановлением утвержден перечень товаров, не относящихся к товарам для собственных нужд при их ввозе физическими лицами. Это связано с участившимися фактами ввоза товаров, которые предназначены для коммерческих целей под видом товаров для собственных нужд. В перечень включены товарные позиции промышленного назначения, подлежащие обязательному контролю качества и безопасности.

В настоящее время разрабатывается Порядок определения назначения товаров, перевозимых физлицами, с учетом международного опыта. Этот документ предоставит возможность регулировать принципы определения назначения товаров, ввозимых физическими лицами для собственных нужд и дальнейшего совершенствования правовой базы таможенных органов.

Международные почтовые и курьерские отправления

Согласно действующему порядку установлены предельные нормы ввоза в республику физическим лицом товаров, не подлежащих обложению таможенными платежами, в размере:

  • $1 000 в течение одного календарного квартала – для товаров, поступающих в адрес физического лица в международных курьерских отправлениях;
  • $100 – для товаров, поступающих в адрес физического лица в международных почтовых отправлениях.

Установленные нормы распространяются только на товары, ввозимые в некоммерческих целях. На таможенные органы возложена ответственность за определение назначения таких товаров. Однако практический анализ ввозимых товаров в международных курьерских отправлениях в адрес физлиц показывает, что осуществляются попытки импорта товаров без уплаты причитающихся таможенных платежей и других налогов.

Чтобы скрыть их, одна партия однородных товаров делится (дробится) на несколько посылок, куда кладутся другие товары для прикрытия. По таким случаям за истекшие 10 месяцев 2019 года выявлено 4 813 фактов ввоза коммерческих товаров и взыскано в государственный бюджет 7,12 млрд сумов таможенных платежей.

В международных курьерских отправлениях выявляется большое количество коммерческого груза, отправленного под видом посылки для личного пользования, в целях уклонения от уплаты таможенных платежей. Эти товары не соответствуют критериям личного пользования и предназначены для реализации на внутреннем рынке страны.

Закон о таможенном тарифе

Таможенная политика России включает в себя ряд инструментов для эффективной реализации предусмотренных ею задач по улучшению ситуации, как на рынке внутренней торговли, так и международных торговых отношений. Один из таких инструментов – система таможенных тарифов, составленная на основе классификатора товаров органов и членов ВЭД для осуществления импортных и экспортных операций. Законное регулирование таможенных тарифов описано в ФЗ № 5003-1.

Что представляет собой закон?

ФЗ под номером 5003-1 был принят и одобрен в 1993 году (также в этом году вносились изменения в ФЗ №131. Подробнее тут:) Его новую версию опубликовали спустя 23 года, 28 декабря 2016 г. По устройству документ состоит из 7 разделов и 38 статей.

Главные тезисы Федерального закона о таможенном тарифе:

  1. Регламент и обоснование для применения ставок;
  2. Процедура расчета размера тарифов;
  3. Составление перечня товаров, на которые взимается пошлина;
  4. Особенности наложения пошлин на импортируемые товары в зависимости от страны происхождения;
  5. Порядок выделения льгот по тарифам, привилегий, квот.
  • Р. 1 (ст. 1 – 5) – основные задачи закона, процесс установления тарифов и пр.;
  • Р. 2 (ст. 6 – 11) – пояснения по сезонным и специфическим пошлинам;
  • Р. 3 (ст. 12 – 17) – описание стоимости товаров, определяемых для расчета таможенных платежей в качестве налоговой базы;
  • Разделы 4 и 5 утратили актуальность;
  • Р. 6 (ст. 34 – 37) – положения о тарифных преференциях;
  • Р. 7 (ст. 38) – итоговые аспекты.

Классификация пошлин согласно закону:

  • Адвалорный – тариф, который взимается в виде процента от таможенной стоимости на товар вне зависимости от его вида и типа;
  • Специфический – здесь для исчисления ставки на пошлину берется не процент от цены товара, а фиксированная ставка за единицу в математическом определении (тонна, килограмм и пр.);
  • Комбинированный тариф – сочетает в себе два предыдущих.

Основные положения закона N 5003-1

Текст закона дает представление о ключевых тезисах, затрагиваемых в документе. Согласно содержанию раздела I, взимание обязательного платежа за ввоз/вывоз товаров через границу таможни необходимо по ряду следующих причин:

  • В качестве фактора усовершенствования состава продукции, которая попадает на территорию российского государства;
  • Корреляции норм между объемами экспортируемых и импортируемых товаров;
  • Определения коэффициента пропорций валютных расходов и прибыли;
  • Создания условий для здоровой конкуренции с иностранными импортерами;
  • Улучшения среды для активности отечественных субъектов, занимающихся экспортом, для их выхода на международные рынки;
  • Приращения государственных доходов.

Регламент тарифов по обязательным таможенным платежам приводится в ст. 3. Она устанавливает, что размер взимаемой пошлины является константным и не может подвергаться модификациям по инициативе импортеров и экспортеров. Закон допускает возможность внедрения пошлинных преференций для стран, с которыми Россия находится в благоприятствующих партнерских отношениях: для них разрешено использование тарифов Таможенного союза. Размер тарифов в соответствии с реестром товаров регулирует правительство РФ.

Последние изменения

В декабре 2016-го (28.12) был издан N 507-ФЗ, на основе которого в законе о таможенном тарифе появились поправки. К новой редакции относится текст статьи 3.1, описывающей принцип установления таможенных ставок на сырую нефть и другие нефтепродукты. Список товаров, на которые распространяется данный метод расчета, регламентирует правительство.

Содержание данной части закона отражают следующие пункты, наиболее важные из них заключают, что:

  • За ориентир для расчета формулы берется среднее ценовое значение стоимости экспортной нефтяной смеси Urals;
  • В компетенцию уполномоченного федерального органа исполнительной власти входит процесс расчета ставки. Срок действия полученного тарифа составляет 30 дней. Спустя месяц процедуру калькуляции повторяют;
  • Опись расчета вносится в официальный информационный источник. Его публикуют за четыре дня до первого числа наступающего месяца;
  • При вычислении размера таможенной ставки следует округлять полученное значение в сторону уменьшения до десятичного знака;
  • Оценка стоимости нефти марки Urals должна периодически повторяться заново; Начало данного процесса обычно приходится на 15 календарный день месяца по 14 число месяца, следующего за ним;
  • Закон полагает невозможность превышения уровня ставки, которая была рассчитана по приведенной в настоящей статье формуле;
  • В полномочия членов российского правительства может входить принятие других формул расчета нефтяных ставок, если того требуют условия.

Уполномоченные лица Правительства России могут устанавливать иные формулы для расчета пограничного тарифа на нефть, которая обладает следующими характеристиками:

  1. Вязкость – от 10 000 мПа/сек на срок в сто двадцать календарных месяцев;
  2. Нефть, обладающая рядом специфических свойств, добываемая в Якутской и Иркутской областях, Краснодарском крае и некоторых иных российских регионах;
  3. Нефть, добываемая в подводных границах дна внутренних морских вод и в континентальном шельфе зоны охвата, принадлежащих РФ

В статью был внесен новый пункт под номером 5.1. Его содержание устанавливает, что сроки ограничения по применению ставки в отношении экспортного таможенного тарифа не применяют к сырой нефти, которая была добыта при соблюдении как минимум одного из нижеперечисленных условий:

  1. Объем не более тысячи тонн, степень выработанности – не больше 1% (на 01.01.2015);
  2. Запас добытой нефти был внесен в государственный баланс после 01.01.2015;
  3. Степень выработанности вычислена в соответствии с п. 5 ст. 342.2 Налогового кодекса РФ.

Скачать действующую редакцию закона о таможенном тарифе

Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» содержит ряд важных положений о прохождении и осуществлении таможенных процедур и назначении пошлин. Ознакомиться с его последней версией можно по следующей ссылке.

ВЭД’2020: какие изменения таможенного законодательства коснутся физлиц в новом году

13 декабря на официальной странице Федеральной таможенной службы России в сети Facebook прошел вебинар, в рамках которого специалисты Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России поделились новостями, касающимися изменений порога беспошлинной интернет-торговли и правил перемещения наличных денежных средств.

МПО: бесплатно — до 200 евро и 31 кг

Как известно, с 1 января 2020 года изменяется норма беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях и доставляемых экспресс-перевозчиками: порог беспошлинной интернет-торговли составит 200 евро и 31 кг. То есть, как уточнили в ГУОТО и ТК ФТС России, пошлину не нужно оплачивать, если товар стоит меньше или ровно 200 евро.

Второе нововведение — с Нового года изменится порядок взимания пошлин с товаров, купленных в иностранных интернет-магазинах. Если сейчас беспошлинно можно приобретать товары на сумму до 500 евро в месяц, то с 1 января будет оцениваться стоимость каждой посылки.

«То есть, частота перемещения не учитывается. Но! За таможенными органами остается обязанность определения предназначения товаров. Мы будем проверять, что приходит в адрес каждого физического лица, и контролировать объемы перемещения. Потому что под видом товаров для личного пользования могут перемещаться коммерческие партии, которые должны декларироваться в рамках торгового оборота.

Читайте также:  Закон об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации в 2020 году

Товары для личного пользования по-прежнему будут оформляться не в центрах электронного декларирования, а на постах фактического контроля».

Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России

Пошлина — 15%, но не менее 2 евро за 1 кг

При этом пошлина будет взиматься не со всей стоимости товара, а рассчитываться только в отношении суммы, превышающей 200 евро или 31 кг.

В Федеральной таможенной службе привели следующий пример:

Если общая стоимость товарных вложений в МПО 300 евро (вес до 31 кг), то 15-процентную пошлину необходимо будет уплатить со 100 евро (именно на такую сумму превышен новый порог беспошлинной торговли). То есть, 15 евро.

Если вес посылки составит 35 кг (а ее стоимость — менее 200 евро), то пошлина (не менее двух евро за один килограмм) будет уплачиваться с превышения весового порога (с 4 кг) и составит 8 евро.

Советуем ознакомиться: вышеуказанные изменения прописаны в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».

«В приложении № 6 к 107-му Решению описываются товары, которые не относятся к товарам для личного пользования. Для того чтобы избежать ненужных проблем, необходимо ознакомиться с ним. Эти товары, не относящиеся к товарам для личного пользования, должны декларироваться в рамках торгового оборота».

Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России

«Несмотря на статус „выпущено таможней“ люди ошибочно полагают, что посылка продолжает находиться на таможенном контроле»

В Новосибирской таможне отреагировали на поступающие обращения от физлиц, ожидающих посылки из-за границы и опасающихся не получить их в ожидаемый срок.

«Во всех случаях выяснилось, что таможенный контроль посылки успешно прошли, причем строго в установленный законодательством срок — не более 4 часов с момента предъявления почтовым оператором таможне и были переданы работникам почты для доставки адресатам. Среднее время нахождения на таможенном контроле посылок составило менее 1 минуты».

Пресс-секретарь Новосибирской таможни Татьяна Супжанова

«Люди ошибочно полагают, что посылка все еще находится в таможне, и пишут эмоциональные жалобы. По каждому обращению проводится проверка и направляется ответ, что статус „выпущено таможней“ означает успешное завершение таможенного контроля и автоматическую передачу данной посылки работникам почты для дальнейшей доставки адресату. В таможне этой посылки уже нет. Для уточнения сведений о местонахождении посылки следует звонить на горячую линию Почты России».

Начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля Новосибирской таможни Наталья Перевощикова

С 1 февраля 2020 года изменится форма пассажирской таможенной декларации

Как отметили в ГУОТО и ТК ФТС России, грядут два существенных нововведения:

  • ПТД существенно поменяет форму;

При этом не изменится перечень информации, которую нужно указывать в декларации.

  • Убираются приложения к ПТД.

Тогда как в настоящее время информация о перемещаемой через таможенную границу валюте указывается в приложении к пассажирской таможенной декларации — дополнительном формуляре «Декларация наличных денег и (или) денежных инструментов».

«На сайте ФТС России размещена электронная форма пассажирской таможенной декларации, которую можно предварительно заполнить и распечатать — для того чтобы не заниматься этим в пункте пропуска.

Не стоит забывать про проводимый в ряде пунктов пропуска эксперименте, заключающимся в использовании электронной пассажирской таможенной декларации. Мы планируем со следующего года ввести это нововведение во всех пунктах пропуска».

Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России

Последовательность действий физлица следующая:

ЭПТД можно заполнить в «Личном кабинете участника ВЭД»;

Затем ее необходимо отправить в информационную систему таможенных органов и получить номер УИН электронной пассажирской таможенной декларации;

При прохождении таможенного контроля в пункте пропуска нужно предоставить таможенному инспектору УИН ЭПТД;

Далее инспектор проверит данные и распечатает ЭПТД — для того чтобы декларант заверил ее своей подписью.

«На этом процесс совершения таможенной операции завершается. Если у вас есть электронная цифровая подпись, то тогда и в пункте пропуска не нужно будет распечатывать ПТД».

Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России

Советуем ознакомиться: новая форма пассажирской таможенной декларации и порядок ее заполнения утверждены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23.07.2019 № 124 «О таможенном декларировании товаров для личного пользования», которое вступает в силу с 1 февраля 2020 года (за исключением отдельных положений).

С 4 февраля 2020 года необходимо будет предоставлять документы, подтверждающие происхождение денежных средств

Речь идет о единовременном перемещении одним физическим лицом через таможенную границу ЕАЭС наличных денежных средств и/или денежных инструментов в сумме свыше 100 тысяч долларов США в эквиваленте.

«Соответствующее Решение Коллегии ЕЭК подготовлено в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 261 ТК ЕАЭС и направлено на реализацию рекомендации 32 „Курьеры наличных“ Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Рекомендация 32 была разработана для обеспечения стран-участниц ФАТФ мерами по выявлению и остановке физического трансграничного перемещения наличных денег и оборотных инструментов на предъявителя, которые могут быть использованы для финансирования терроризма или легализации доходов, полученных преступных путем».

Из сообщения, размещенного на сайте Федеральной таможенной службы России

В ГУОТО и ТК ФТС России подчеркнули — не будет никакого официального перечня документов, подтверждающих происхождение денежных средств. Поскольку ни Евразийская экономическая комиссия, ни национальные законодатели не вправе его утвердить.

«Требования таможенных органов к представлению документов должны исходить только из тех сведений о происхождении наличных денежных средств, которые будут заявлены в декларации».

Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России

В качестве документов, подтверждающих сведения о происхождении денежных средств и инструментов, заявленных в пассажирской таможенной декларации, могут быть использованы:

Документы, оформляемые кредитными организациями при совершении конверсионных операций, снятии денежных средств со счета, получении кредита;

Документы, подтверждающие совершение гражданско-правовых сделок (наследования, дарения и других).

В случае непредставления таких документов одновременно с пассажирской таможенной декларацией перемещение через таможенную границу ЕАЭС наличных денежных средств запрещается.

«Каких-то иных нововведений не предусмотрено: сами нормы перемещения наличных денежных средств в части их ограничения не меняются. На сегодняшний день у нас нет законодательных ограничений по сумме перемещаемой через границу валюты.

Остается прежней и подлежащая обязательному декларированию сумма перемещаемых денежных средств — свыше 10 тысяч долларов США. Уплачивать таможенные пошлины и налоги не требуется. Но если вы не задекларируете, то тогда возникнет административная, а то и уголовная ответственность».

Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России

В рамках вебинара к представителям Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России поступило несколько вопросов от участников мероприятия:

Если в одной партии посылок, перемещаемых перевозчиков, окажется несколько посылок в адрес одного физлица, лимит будет применяться к каждой посылке в отдельности или к их общей стоимости?

«Лимит будет применяться к индивидуальной накладной. Если в ней указано несколько товаров, стоимость которых превышает 200 евро, то, соответственно, необходимо уплачивать таможенные платежи.

Если несколько посылок перемещаются по разным индивидуальным накладным, то мы будем применять норму к каждой отдельной посылке. Но с учетом предназначения товаров. Если в них будет однородный или схожий по характеристикам товар в большом количестве, то это посчитаем торговым оборотом».

Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России

В случае оформления двух заказов в одном интернет-магазине и прибытии их в РФ в один день будет ли суммироваться их стоимость?

«Если опять же эти заказы идут по одной индивидуальной накладной, то они суммируются, получается итоговая сумма индивидуальной накладной. Если это разные посылки по разным накладным, то мы не будем складывать их стоимость».

Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России

С 2020 года все таможенные представители смогут оформлять по 158-му решению товары для физических лиц?

Примечание редакции: речь идет о Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.10.2018 № 158 «О таможенном декларировании товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком в качестве экспресс-груза, с использованием пассажирской таможенной декларации».

«Да, с 2020 года вступает в силу 158-е решение, которое предусматривает подачу ПТД в виде реестра, содержащего несколько пассажирских таможенных деклараций. И экспресс-перевозчик получит возможность оформлять товары для личного пользования. А также уплачивать таможенные платежи за физическое лицо — если Минфин пропишет такое требование к экспресс-перевозчикам.

Это ускоряет оформление документов — не нужно оформлять каждую пассажирскую декларацию в отдельности, все подается в одном реестре в электронном виде. 158-решение меняет форму документа, которая будет отличаться от формы, установленной приказом № 260».

Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России

Я сделал заказ в интернет-магазине, но инвойс к посылке не прикладывается. Как быть, не возникнет ли у меня проблем, ведь стоимости заказа не видно?

«В любом случае при перемещении международного почтового отправления или экспресс-груза к товару всегда прикладывается документ — чек, на основании которого товар был задекларирован на вывоз.

Если это МПО, то в стране вывоза оформляется CN23, в которой прописывается стоимость. Если экспресс-перевозчик доставляет товар, то он декларирует его в пассажирской таможенной декларации или в рамках эксперимента — в виде реестра, предоставляя нам все необходимые документы.

Если вы сами решите заняться оформлением товара, то в любом случае к пассажирской таможенной декларации должны быть приложены чеки, на основании которых вы оплатили покупку. Допускается использование скриншота страницы приобретенного в интернет-магазине товара с указанием его стоимости».

Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России

Будет ли приниматься в расчет стоимость доставки товара, которая может составлять 30 евро и более?

«Если стоимость доставки будет включена в накладную или в стоимость товара. Допустим, у вас товар стоил, условно говоря, 10 долларов, доставка — еще 10 долларов. И в итоге продавец напишет в инвойсе 20 долларов. То мы будем учитывать, что товар стоит 20 долларов. В общем, все зависит от продавца — как он составит документы при отправке товара».

Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России

Если инвойс общий, но стоимость доставки выделена отдельной строкой?

«Если в инвойсе стоимость доставки товаров для личного пользования выделена отдельной строкой, то она не будет учитываться при расчете таможенных платежей».

Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России

Ссылка на основную публикацию