Особенности школ для детей с ограниченными возможностями в 2020 году

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в 2020 году

С целью социализации детей с особенностями здоровья в Российской Федерации предусмотрена инклюзивная форма образования. О том, как организовано инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в 2020 году пойдёт речь в данной статье.

Кого можно отнести к лицам с ограниченными возможностями здоровья?

В соответствии с п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

Согласно ст. 5 Федерального закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для:

  • получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
  • коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
  • оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности;
  • социального развития лиц с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в 2020 году

Термин «инклюзивный» происходит от средн. лат. inclusivus «включительный», далее от includere «заключать; включать».

В соответствии с п. 27 ст. 2 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Таким образом, реализуя инклюзивное образование, включая детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормированных сверстников, учитывается право детей на получение полноценного образования.

Реализация права на получение образования достигается путём соблюдения следующих компонентов:

  • создание условий для равного получения образования различными категориями детей;
  • создание условий для ситуации успеха разными категориями детей.

Любому ребёнку, независимо от состояния его здоровья, важно уверенно себя чувствовать в социальной среде сверстников.

Важно! Для реализации инклюзивного образования в общеобразовательных организациях необходима детальная проработка образовательной программы, позволяющей создать образовательное пространство для детей с ОВЗ.

Безусловно следует отметить, что в отношении детей с особенностями здоровья необходимо вести речь о смешанной форме обучения.

Несмотря на относительно недавнее возникновение данного направления в образовательной среде, инклюзивное образование довольно уверенно включается в образовательный процесс, открывая детям с ограниченными возможностями здоровья двери в различные учебные заведения, начиная от дверей дошкольной образовательной организации.

Инклюзивное образование вносит значительные коррективы в отношения между участниками образовательного процесса, базируясь на принципах толерантности, терпимости, уважения.

Какие условия необходимы для инклюзивного образования?

Согласно ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ содержание образования и условия организации обучения и воспитания лиц с ОВЗ определяются следующими нормативными актами:

Категория лицДокумент
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровьяАдаптированная образовательная программа
ИнвалидыИндивидуальная программа реабилитации инвалида

Важно! Для реализации образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам в организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование:

  • специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
  • специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
  • специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Важно! При организации образовательной деятельности учитываются особенности психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние здоровья обучающихся с ОВЗ.

Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности.

Где может осуществляться инклюзивное образование?

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано следующим образом:

  • совместно с другими обучающимися;
  • в отдельных классах, группах;
  • в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, подразделяются на организации для разных категорий лиц с ОВЗ:

  • для глухих;
  • для слабослышащих, позднооглохших;
  • для слепых;
  • для слабовидящих;
  • для лиц с тяжелыми нарушениями речи;
  • для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • для лиц с задержкой психического развития;
  • для лиц с умственной отсталостью;
  • для лиц с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно:

  • специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература;
  • услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих инклюзивное образование

— условиям размещения организации для обучающихся с ОВЗ;

— оборудованию и содержанию территории организации;

— зданию и оборудованию помещений;

— естественному и искусственному освещению;

— водоснабжению и канализации;

— организации образовательной деятельности и режиму дня;

— условиям проживания обучающихся с ОВЗ в организации;

— организации медицинского обслуживания обучающихся с ОВЗ;

— санитарному состоянию и содержанию помещений;

— прохождению профилактических медицинских осмотров, гигиенического воспитания и обучения, личной гигиене персонала.

При реализации в организациях для обучающихся с ОВЗ адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

Пример № 1. Расстановка мебели в образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование.

В зависимости от категории обучающихся уделяется внимание специфической расстановке парт и столов в образовательных организациях:

Категория обучающихсяОсобенность расстановки мебели в классе
Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также при использовании обучающимися средств, обеспечивающих их передвижениеРасстояние между рядами парт (столов, конторок) может быть увеличено
Обучающиеся с нарушениями слуха
  • расстановка парт и столов полукругом вокруг стола педагога при стационарном их закреплении для установки звукоусиливающей аппаратуры;
  • увеличение расстояния между столами и партами в каждом ряду в связи с необходимостью индивидуальных занятий во время урока
Слепые и слабовидящие обучающиесяПарты (столы) независимо от их размера устанавливаются ближе к преподавателю и классной доске
Обучающиеся, страдающих светобоязньюПарты и столы, размещаются таким образом, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза обучающихся

При строительстве в зданиях организаций для обучающихся с ОВЗ бассейна (лечебного бассейна) чаша бассейна по периметру оборудуется поручнями.

Площадь обеденного зала столовой на 1 посадочное место должна составлять не менее 1,6 кв.м., для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата – не менее 2,3 кв.м.

Наполняемость групп в случае инклюзивного образования

В соответствии с Приложением N 1
к СанПиН 2.4.2.3286-15 предусмотрена предельная наполняемость групп и классов в условиях инклюзии в зависимости от вида ОВЗ:

Вид ОВЗМаксимальное количество обучающихся в условиях инклюзии
Глухие обучающиесяНе более 2 глухих обучающихся в классе. Общая наполняемость класса:

  • при 1 глухом — не более 20 обучающихся;
  • при 2 глухих — не более 15 обучающихся
Слабослышащие и позднооглохшие обучающиесяНе более 2 слабослышащих или позднооглохших обучающихся в классе. Общая наполняемость класса:

  • при 1 слабослышащем или позднооглохшем — не более 25 обучающихся;
  • при 2 слабослышащих или позднооглохших — не более 20 обучающихся
Слепые обучающиесяНе более 2 слепых обучающихся в классе.

Общая наполняемость класса:

  • при 1 слепом — не более 20 обучающихся;
  • при 2 слепых — не более 15 обучающихся
Слабовидящие обучающиесяНе более 2 слабовидящих обучающихся в классе.

Общая наполняемость класса:

  • при 1 слабовидящем- не более 25 обучающихся;
  • при 2 слабовидящих — не более 20 обучающихся
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)Не более 5 обучающихся с ТНР в классе. Общая наполняемость класса — не более 25 обучающихся
Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)Не более 2 обучающихся с НОДА в классе.

Общая наполняемость класса:

  • при 1 обучающемся с НОДА — не более 20 обучающихся;
  • при 2 — не более 15 обучающихся.
Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР)Не более 4 обучающихся с ЗПР в классе.

Общая наполняемость класса — не более 25 обучающихся

Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС)Не более 2 обучающихся с РАС в классе.

Общая наполняемость класса:

  • при 1 обучающемся с РАС — не более 20 обучающихся;
  • при 2 обучающихся с РАС — не более 15 обучающихся

Меры поддержи обучающихся с ОВЗ

Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется существенная социальная и материальная поддержка:

Категория обучающихсяМеры поддержки
Обучающиеся, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельностьНаходятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем
Обучающиеся, не проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельностьОбеспечиваются бесплатным двухразовым питанием

Вопросы и ответы

Вопрос № 1. У меня ребёнок с нарушением интеллекта не имеет основного общего образования. Может ли он получить профессиональное образование?

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

Вопрос № 2. Обязана ли я отдавать своего ребёнка с ОВЗ в специализированную школу?

Вам необходимо уточнить в той школе, которую Вы выбрали о возможности инклюзивного образования детей с ОВЗ. Лишь после полученной информации и знакомства с условиями Вы можете принять решение.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в РФ в 2020 году

Социализация детей-инвалидов в настоящее время возможна, прежде всего, благодаря расширению системы образования и внедрению в неё инклюзивных классов (введены в РФ с 2016 года). В них дети с особенностями обучаются вместе со здоровыми сверстниками, что способствует лучшей адаптации обеих сторон друг к другу. Однако процесс социализации инвалидов предполагает множество нюансов, касающихся воспитания и не только. Как раз об этом предлагаем узнать из статьи более подробно.

Общие понятия

Государство обозначило задачу по всесторонней социализации детей с ограниченными возможностями как одну из ключевых. Чтобы добиться позитивных результатов по данному направлению, были созданы классы инклюзивного образования. Находясь в таком классе, особенный ребёнок должен максимально полноценно участвовать в общественной жизни, адаптироваться и развиваться.

Но для осуществления подобного обучения стоит начать с оформления справки, подтверждающей особый статус несовершеннолетнего гражданина. При наличии этого документа ученика с ОВЗ направят именно в ту школу, где работают подготовленные педагоги и есть спецоборудование.

Понятия, которые необходимо знать

1. Дети с ОВЗ — граждане с инвалидностью, не достигшие совершеннолетия, имеющие не только официально признанные отклонения физического или психического плана, но и при отсутствии таковых. К примеру, сюда относятся дети со слабым зрением, слухом, с задержкой в развитии.

2. Инклюзивное образование — система, построенная по принципу обучения в общих классах здоровых детей и с ОВЗ.

3. Пособие — вид помощи, предусмотренный для социально незащищённой категории, то есть для инвалидов. Здесь же сироты, малоимущие.

4. Социум — сфера, в которой ребёнок общается с миром и другими людьми кроме родителей. Чтобы личность всесторонне развивалась в социуме, особенно при инвалидности, требуются особые условия, облегчающие процесс реабилитации, адаптации и тд.

Привилегии статуса ОВЗ

Государство предоставляет детям-инвалидам возможности относительно школы, обучения и в целом социализации. В частности, подразумеваются:

– комплексные обеды, предоставляемые инвалиду безвозмездно;

– бесплатные занятия с соцпедагогами, психологами, логопедами — как правило, при необходимости в неделю проходит от 2 занятий, помогающих ученику лучше общаться и развить свои умения;

– особый подход в выставлении оценок и общении с учителями — в каждом образовательном учреждении могут работать свои правила, но ключевым моментом остаётся поиск индивидуального стиля взаимодействия, раскрытие талантов инвалида и пр.

– отсутствие в отношении особых детей дисциплинарных взысканий во время всего обучения.

Кто относится к детям с ОВЗ

Главное отличие детей с ограничениями в том, что у них нарушены психофизические показатели и это обуславливает необходимость применить к ним специальные методы коррекции в рамках воспитания и обучения.

Стандартно в рассматриваемую группу входят дети с отклонениями по слуху (слабослышащие или глухие), зрению (слабовидящие или слепые), речи (логопаты). К данной категории можно отнести также детей с проблемами опорно-двигательного аппарата, либо испытывающих трудности в поведении, умственно отсталых и отстающих в развитии.

Примечательно, что указанные нарушения часто встречаются в комплексе, а не как единичное состояние.

Социально-правовая защита ребёнка с ОВЗ

Государство реализует свою поддержку на различных уровнях, а именно в:

– законах — здесь осуществляется зашита особенных детей, их прав и даже морального статуса, поэтому любое нарушение в этом направлении может закончиться судебным разбирательством;

– сфере медицины — означает доступ нуждающихся к получению квалифицированной врачебной помощи;

– образовании — эффективная адаптация, преодоление психофизических аномалий детей-инвалидов за счёт получения ими знаний в инклюзивных классах;

– семейной системе, предоставляя профессиональную помощь специалистов, которые способны уменьшить отклонения ребёнка, восстановить его способности и научить родителей особенностям воспитания.

Правила оформления статуса

Родители, желающие закрепить особое положение своего чада официально, должны понимать, что данный процесс состоит из конкретных шагов:

– наличие законных оснований для установления статуса;

– обследование ребёнка у врача и выявление состояний, подпадающих под ОВЗ;

– прохождение комиссии и получение справки;

– оповещение школьного руководства об установлении их ученику ограничений.

При соблюдении последовательности процедура оформления пройдёт быстро. Кроме того, можно рассчитывать на профессиональную реакцию со стороны образовательного учреждения.

Классификация ОВЗ

Согласно распространённой британской классификации выделяется 3 ступени ограниченных возможностей, когда у ребёнка присутствует:

1) недуг — имеются в виду потеря определённой функции или анатомической возможности, либо аномалии в физиологическом и психическом развитии;

2) дефект или неспособность выполнять нормальные для большинства детей действия;

3) недееспособность, то есть инвалидность.

А российская классификация даёт представление о видах, с учётом которых делятся нарушения. Здесь обозначены такие категории, как:

1) психические, когда есть сложности с речью, памятью, восприятием и тд;

2) сенсорные, связанные с утратой обоняния, зрения, осязания или слуха;

3) обменные, выделительные, дыхательные, пищеварительные и иные сбои подобного рода;

4) аномалии статодинамического характера.

1, 2 и 4 пункты дают право считать ребёнка инвалидом.

Оформление медицинского заключения

В целом необходимо:

– определиться с учебно-воспитательным центром, где проводят обследование ПМПК;

– подготовить документы, которые могут понадобиться членам комиссии;

– получить направление от лечащего врача или от школы или на осуществление обследования;

– пройти освидетельствование и взять справку о закреплённом статусе;

– предъявить медзаключение в учебное заведение (можно обратиться в местное Управление образования или спецшколу).

Чтобы пройти ПМПК и в дальнейшем воспользоваться предусмотренными преференциями, требуются следующие документы:

– заявление на проведение обследования;

– свидетельство о рождении или паспорт ребёнка 14-18 лет, а также паспорт взрослого (плюс копии);

– согласие родителя, если на ПМПК отправил врач;

– направление от лечащего специалиста или образовательного учреждения;

– заключения по итогам медико-психолого-педагогической проверки, в рамках которой соцпедагоги, логопеды и психологи сформулировали представление об уровне развития ребёнка, нарушениях и тд;

– медицинские справки и иные документы, касающиеся здоровья получателя статуса;

– выписка из амбулаторной карты обследуемого с изложением истории развития, медицинских выводов;

– характеристика из школы, письменные работы по математике, русскому языку и творческие работы.

При наличии других важных бумаг, имеющих отношение к делу, не помешает приложить и их.

Пособия для учащихся детей с ОВЗ

Дополнительные пособия в сфере образования не предусмотрены. Только, как отмечалось ранее, есть возможность бесплатно питаться в школе и заниматься со узкими специалистами. Материальная помощь здесь отсутствует, хотя в перспективе не исключено расширение финансовой помощи в этом направлении.

ЕГЭ для инвалидов в 2020 году – льготы и условия сдачи экзаменов для детей с проблемами зрения, аутистов и не только

ЕГЭ для инвалидов в 2020-ом году, как и в 2018-ом, будет проведен на общих основаниях, но со специальными условиями. Нужно помнить о том, что инвалиды, как и другие ученики с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), могут выбрать, что именно им сдавать: ЕГЭ или ГВЭ (государственный выпускной экзамен).

Стоит знать! Основное отличие ГВЭ заключается в том, что экзамен проводится просто по билетам, а не в тестовой форме, как ЕГЭ. Специалисты считают, что подобный вариант сдачи более комфортен, особенно для учеников с повышенным уровнем тревожности. Но помните, что ГВЭ имеет существенный минус – его результаты не будут засчитаны при поступлении в ВУЗ, а значит, придется сдавать вступительные экзамены отдельно.

Давайте разберемся с тем, как проходит ЕГЭ для детей-инвалидов, каковы основные особенности сдачи. Помимо этого, мы подробно расскажем о льготах, которые полагаются ребенку с ОВЗ.

Особые условия и льготы для инвалидов при сдаче ЕГЭ

Особые условия и льготы для инвалидов при сдаче ЕГЭ обязательно предусматриваются. Делается это специально для удобства учеников с ОВЗ. Одно из основных правил – увеличение времени сдачи экзамена на полтора часа для всех письменных предметов. Длительность экзамена по иностранному языку (устная часть) может быть еще дополнительно увеличена на полчаса.

Помимо этого, для инвалидов дополнительно предусмотрена организация питания так часто, как это необходимо. При необходимости могут быть организованы и перерывы. Они направлены на проведение мероприятий профилактического или лечебного типа.

Все остальные специальные условия напрямую зависят от того, каков характер заболевания экзаменующихся. Например, для слабослышащих предоставляют особую звукоусиливающую аппаратуру, для глухих – сурдопереводчика. Инвалидам-опорникам предоставляется возможность посещать аудиторию, туалет и другие места за счет выбора помещения с пандусами, расширенными дверными проемами, поручнями и лифтами. Если последнего нет, то аудитория обязательно должна находиться на первом этаже.

Кстати, на фото приведены нормативно-правовые документы, которые регулируют проведение ЕГЭ для детей с ОВЗ.

Обратите внимание! Чтобы ученику были предоставлены особые условия, ему нужно предъявить соответствующие документы, которые подтвердили бы наличие ОВЗ. Обычно достаточно справки об инвалидности или ее копии.

Если инвалид хочет подать апелляцию на результаты ЕГЭ, он может это сделать. Для рассмотрения в комиссию будет включен или сурдопереводчик (для слабослышащих или глухих выпускников), или тифлопереводчика (для слепых участников). Подавать апелляцию должен не только выпускник, но и его законный представитель (например, родители), а также присутствовать может и ассистент, если в этом есть необходимость.

Особенности экзамена для людей с проблемами зрения

Особенности экзамена для людей с проблемами зрения имеются значительные. Чаще всего проверка знаний выпускников выполняется посредством задействования рельефно-точечного тактильного шрифта Брайля. Если же дети недавно лишились зрения (полностью или частично), то для них допускается использование компьютера с синтезатором речи, а также дополнительное освещение посредством современных светодиодных ламп (они также оборудованы динамическим изменением освещения).

Дополнительно ученик заранее должен сообщить о том, как ему удобнее: работать с масштабированным в сторону увеличения материалом или привычным, но пользуясь электронно-увеличительным устройством (монитор для проецирования изображения с электронной лупы). Помимо этого, на ЕГЭ будет присутствовать и ассистент, задача которого – помощь ученику в заполнении бланков.

Но в большинстве случаев для незрячих или плохо видящих учеников весь материал ЕГЭ переводится в шрифт Брайля. При сдаче экзамена будет создана тифлокомиссия, в которой присутствуют только специалисты, знающие шрифт Брайля. Все это серьезно контролируется Рособрнадзором и ФИПИ, чтобы дети с ОВЗ могли с удобством сдавать ЕГЭ.

Как сдают ЕГЭ дети-аутисты?

Как сдают ЕГЭ дети-аутисты? Для них добиться уступок удается посредством ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), особенно относительно организационной и пространственной частей. В большинстве случаев очень важно сохранить тьютортство при аутисте, но тьютор (ассистент) не вмешивается в экзаменационный процесс, но оказывает содействие в бытовых вопросах.

Но основная проблема заключается в том, что контрольно-измерительные материалы не имеют требуемой для аутиста гибкости или вариативности содержательной части. Другими словами, для детей с синдромом аутизма важно не только минимизировать стресс, который присутствует из-за экзамена, но и позаботиться о том, чтобы ребенок смог правильно воспринять материал, определиться с целями и решить предложенные задачи. Например, задача может предполагать написание сочинение, но у ребенка нарушена именно функция письма. В этом случае эксперт сделает вывод, что человек не понял задания или не смог написать эссе. На деле же проблема кроется именно в ОВЗ. В этом случае важно выяснить возможности ученика. Например, бывает так, что нарушена функция письма, но вот писать на компьютере ученик может без проблем.

Для решения подобной проблемы детям-аутистам предлагается несколько различных вариантов заданий. Делается это не для облегчения или выбора ими наиболее простого, а для понимания их умений, навыков и знаний всеми доступными методами. Дополнительно обязательно предоставляется ассистент, а также компьютер или планшет для набора текста, если в этом есть необходимость.

Теперь вы знаете, как проходит ЕГЭ для инвалидов, какие у них есть льготы при сдаче экзамена. В принципе, особых отличий нет. Но на экзамене все организовано таким образом, чтобы дети с ОВЗ имели возможность успешно сдать ЕГЭ, не испытывая никакого дискомфорта. Для детей с проблемами здоровья, которые не описаны в этой статье, все будет организовано в соответствии с их требованиями. Иногда может возникнуть необходимость в предоставлении дополнительного оборудования или некоторого изменения отдельных заданий. Все это вполне возможно.


Что нужно знать об обучении детей-инвалидов в 2020 году?

Образование детей-инвалидов имеет свою специфику в силу заболеваний, которыми страдают такие дети и которые ограничивают многие их возможности. Поэтому на законодательном уровне предусмотрено особое регулирование процесса обучения несовершеннолетних инвалидов в 2020 году.

Для школьников, которые не могут учиться наравне со здоровыми сверстниками по причине инвалидности, занятия могут организовываться дистанционно: на дому и даже в больницах.

Кто может воспользоваться льготой по закону

Получение надомного образования регламентируется № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и приказами Минобрнауки РФ (№№ 1015, 1601, 536), постановлениями муниципального значения и локальными актами образовательной организации.

Узнать о том, при каких заболеваниях возможно надомное образование, можно из приказа Минздрава России от 30.06.2016 № 436н. В 2020 году в списке содержится более 60 болезней. В их числе новообразования, болезни крови и нервной системы.

Предельный возраст для получения льготы — 18 лет. Этот возраст рассчитывается из того факта, что, согласно ст. 54 Семейного кодекса РФ, в возрасте 18 лет наступает совершеннолетие, и человек перестает считаться ребенком.

Основные формы обучения и их особенности

За обучение детей-инвалидов на дому всю сумму педагогам оплачивает государство. Любые поборы с родителей противоречат законодательству.

01.09.2016 вступил в силу новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ограниченными возможностями. Начавшие обучение в 2015г и раньше законодательно дискриминированы.

  • В их учебных планах стоит меньшее количество часов;
  • На местах им могут не предоставлять тьютора или ассистента.

Надомное обучение в общеобразовательной школе

  • Пользоваться школьной библиотекой в полном объеме, в том числе получать учебники и другие пособия на учебный год;
  • Получать от школьных преподавателей консультации по вопросам, касающимся организации обучения, подачи учебного материала и освоения программы;
  • Проходить аттестации, причем время и форма тестирования должна выбираться исходя из особенностей ребенка и фиксироваться в учебном плане;
  • По окончанию учебного заведения и успешной сдаче итоговой аттестации получить свидетельство об окончании установленного государством образца;
  • Получать компенсацию за питание в денежной форме. Для этого нужно написать заявление в местном отделении соцзащиты.

При этом ребенок считается учащимся данного учебного заведения. Если позволяет его физическое состояние, он может выборочно посещать уроки по желанию родителей или опекунов. В этом случае школьный методист должен составить индивидуальное расписание.

  1. Подать в школу заключение медицинской комиссии и заявление от родителей или опекунов на имя директора;
  2. Дождаться выхода приказа о зачислении. В нем должны содержаться сведения о программе, расписании и месте проведения занятий, количестве часов, а также задействованных преподавателях. На этой стадии возможен отказ;
  3. Получить на руки журнал учета домашних занятий. Заполнять его нужно тщательно: он необходим для проведения аттестации и получения итогового документа.

Согласно письму от 24.3.2017 № 08-ПГ-МОН-8002, учебная нагрузка не может быть меньше, чем 21 час в неделю.

Семейное обучение

Часто бывает так, что ребенок тяжело болен и не может посещать уроки вместе со здоровыми сверстниками, но инвалидности у него нет. Надомное образование при таких условиях невозможно по закону. Но выход есть — домашнее, или семейное обучение.

Также как и при дошкольном обучении с ребятами занимаются сами родители, без привлечения школьного персонала. В отличие от надомной формы получения образования, семейную можно выбрать при любом состоянии здоровья, диагноз иметь не обязательно. Достаточно желания родителей.

Государство не контролирует процесс семейного обучения, давая родителям полное право решать, как, чему и по какому графику заниматься со своими отпрысками. Естественным критерием успешности их усилий будет являться сдача ребенком итоговых испытаний.

Если экзамен будет сдан неудовлетворительно, будет назначена пересдача. Если и со второй попытки не погасить академическую задолженность, ребенок будет переведен на школьное обучение

  1. Написать заявление на имя директора;
  2. Уведомить о своем выборе департамент образования. Можно подать туда заявление самостоятельно или через школьную администрацию.

Часто в этот период родителям звонят чиновники из департамента образования. Паниковать в этих случаях не стоит. Звонок является рутинной проверкой готовности взрослых членов семьи заниматься образованием детей.

Государственная компенсация

Законным представителям несовершеннолетних инвалидов могут выплачиваться ежемесячные выплаты за обучение на дому. Согласно текущей редакции закона «Об образовании», возможность их выплаты не исключается, но регулируется только региональными властями.

На практике в 2020 году выплаты осуществляют два субъекта РФ — Пермский край и Свердловская область. Муниципалитет Омской области отменил выплаты в 2018 году.

В столице ситуация такова, что несмотря на действующий закон №25 от 20 июня 2001 года родители добиваются выплат только в судебном порядке. Получение выплат — забота родителей.

Получить компенсацию можно только в том регионе, в котором проживает ребенок.

  • Заявление о необходимости финансирования обучения на дому;
  • Копии свидетельства о рождении ребенка и паспортов его законных представителей.

Начать процесс следует с разговора с директором школы о необходимости компенсации расходов на обучение. При получении отказа — обратиться в региональный департамент образования.

Региональные особенности

Узнать новости об образовательных проектах, доступных для инвалидов, и специфике программ их социальной защиты можно на порталах областных департаментов образования.

Коррекционные школы и школы-интернаты как альтернатива

Специализированные образовательные центры могут быть лучшим вариантом, если их профиль соответствует заболеванию ученика.

  • Реабилитации;
  • Социальной адаптации;
  • Психологической коррекции;
  • Компенсации заболевания.

Учащиеся в интернатах находятся на полном государственном пансионе. Они обеспечиваются бесплатным питанием, одеждой, обувью, необходимым инвентарем.

Начальные учебные заведения коррекционного типа бывают 7 видов. В классах таких школ меньше учеников, чем в общеобразовательных. Таким образом педагоги получают возможность уделить внимание каждому ребенку, что способствует лучшему усвоению программы.

ТипспециализацияПредельное наполнение класса
1Для глухих6
2Для слабослышащих и позднооглохших. Допустимы речевые дефекты10
2С тяжелым недоразвитием речи6
3Для слепых (зрение ниже 0,04)8
4Для слабовидящих (острота зрения от 0,08 до 0,4), а также страдающих косоглазием и амблиопией12
5Для страдающих тяжелыми речевыми патологиями12
6Для страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата10
7Для отстающих по психическому развитию при потенциально сохранном интеллекте12
8Для умственно отсталых, в зависимости от тяжестиОт 5 до 12

Выпускники подобных школ по желанию могут сдать ЕГЭ наравне с одиннадцатиклассниками, обучающимися по стандартной программе.

Сдача ЕГЭ

Инвалиды имеют законодательно закрепленное право на особый порядок сдачи ЕГЭ. Для того чтобы воспользоваться этой льготой, не позднее 1 февраля необходимо подать заявление на регистрацию. В нем следует описать условия, которые должны быть обеспечены инвалиду исходя из его диагноза.

  • Справку об инвалидности;
  • Рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.

Вместо этих документов предусмотрено предоставление копий.

В новом учебном году категории «обучающиеся с ОВЗ» уже не будет

Понятия «инвалидность» и «ограниченные возможности здоровья» совсем не тождественны в российском законодательстве. Их разделение привело к проблемам правоприменительной практики. На портале государственных услуг РФ размещен к обсуждению законопроект, который предлагает решить возникшие противоречия, заменив определение «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» на «обучающийся с особыми образовательными потребностями». Законопроектом предлагается также редакция категории «обучающиеся с умственной отсталостью» как «обучающиеся с нарушениями интеллекта».

«Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья» как «обучающиеся с особыми образовательными потребностями»

В российском законодательстве, в отличие от зарубежного, инвалидность и ограничения по здоровью – разные категории лиц. Так, статус инвалида ребенка-инвалида присваивает бюро медико-социальной экспертизы на основании расстройств функций организма, приводящих к ограничению жизнедеятельности. Статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья присваивает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) на основании имеющихся особых образовательных потребностей, обусловленных различными нарушениями, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий. То есть категория «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий для получения образования.

Поэтому законопроектом предлагается наименование указанной категории обучающихся изложить как «обучающиеся с особыми образовательными потребностями».

Ребенок- инвалид

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Поэтому он может и не являться обучающимся ‎с особыми образовательными потребностями, и вправе получать реабилитационные услуги в иных сферах (здравоохранении, социальной защите). Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом
‎с особыми образовательными потребностями.

Если ребенку-инвалиду нужны специальные условия для получения им качественного доступного образования с учетом ‎его особых образовательных потребностей, ему необходимо пройти комплексное обследование ПМПК и получить соответствующее заключение.

В связи с изложенным законопроект предлагает новую редакцию определения категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, согласно которой ребенок-инвалид приравнен по правовому статусу ‎к лицу с особыми образовательными потребностями в случае подтверждения заключением ПМПК наличия нарушений, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий.

Кроме того,законопроектом предлагается заменить определение категории «обучающиеся с умственной отсталостью» и «обучающиеся ‎со сложными дефектами» на «обучающиеся с нарушениями интеллекта» ‎и «обучающиеся с тяжелыми и множественными нарушениями развития» соответственно.

Обучающиеся, нуждающиеся в длительном лечении

Федеральный закон № 273-ФЗ (части 5, 6 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ) регламентирует организацию образования обучающихся, нуждающихся в длительном лечении при одновременном проведении необходимых лечебных и реабилитационных мероприятий. Вместе с тем законодательно категория обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, не определена.

Законопроектом предлагается согласованное с Минздравом России определение указанной категории обучающихся как осваивающей основные общеобразовательные программы, которой по заключению медицинской организации проводятся диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия продолжительностью 21 день и более в медицинской организации.

Выбор формы обучения, в соответствии с законом, остается за родителями с учетом мнения самого обучающегося. В то же время действующая версия Федерального закона ‎№ 273-ФЗ регламентирует выбор формы обучения педагогическими работниками. Для устранения существующего противоречия документ предлагает исключить норму о выборе формы обучения педагогическими работниками.

Центры медицинской, социальной и психологической помощи

В настоящее время центры психолого-педагогической, медицинской ‎и социальной помощи в соответствии со статьей 31 Федерального закона № 273-ФЗ могут осуществлять образовательную деятельность только по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам. Вместе с тем, по итогам мониторинга Министерства просвещения, на территории Российской Федерации функционирует 184 центра. При этом 83 из них имеют лицензию на реализацию общеобразовательных программ начального общего образования и основного общего образования. Законопроект предлагает разрешить центрам вести образовательную деятельность ‎по программам начального общего и основного общего образования и дать им полномочия осущестлять функции ПМПК посредством расширения структуры и создания соответствующих подразделений.

При этом перечень видов помощи предлагается дополнить ранней коррекционной помощью. Ранняя коррекционная помощь будет оказываться с помощью уже созданных ресурсов, то есть центрами или психологами, педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, разъясняет документ.

Адаптированные программы и специальные условия

В соответствии с законом 273-ФЗ, общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Вместе с тем, как показывает практика, не все обучающиеся с особыми образовательными потребностями нуждаются ‎в адаптации образовательных программ. Некоторым из них достаточно создать некоторые специальные условия.

Перечень специальных условий законопроектом предлагается дополнить средствами альтернативной коммуникации, услугами тьютора, услугами ‎по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу). Специальные условия должны быть созданы в любой образовательной организации, в которой есть обучающиеся указанной категории, ‎на любом уровне получения ими образования.

Федеральный закон, в случае утверждения этого проекта, вступит в силу с 1 сентября 2020 года.

Читайте также

Федюшина Эльвира Евгеньевна

Количество подписчиков: 48

Комментарии (5)

Статус в сообществе: Пользователь

На сайте: 5 месяцев

Род деятельности: Воспитатель в дошкольной организации

“Специальные условия должны быть созданы в любой образовательной организации, в которой есть обучающиеся указанной категории, ‎на любом уровне получения ими образования.” – и все понимают, что это невозможно.
Да простят меня читающие коммент, но моё глубокое убеждение, основанное на опыте нашей семьи ( огромная проблема у родственников была), что работа с любыми названными категориями в первую очередь работа семьи и медучреждений, но никак не работа учителя и школы. Вернее, скажу так, что внимание, посильная учительская помощь, не препятствующая его основному назначению учить всех детей в классе, приветствуется, но не обязывает учителя выполнять то, что должны делать родители, а именно, заниматься самостоятельно с ребёнком, нанимать репетитора для дополнительных занятий, т.е. нести свой родительский крест максимально, быть может даже теряя возможность жить так, как живут люди с непроблемными детьми. Работа с такими детьми очень индивидуальна и никакой тьютор в школе это сделать неспособен. Или по тьютору каждому такому ребёнку? Тогда дешевле для государства вернуться к коррекционным классам и школам.
Если при любой инвалидности интеллект достаточно сохранён для усвоения школьной программы хотя бы на уровне “3”, то обеспечить физическую возможность учиться ( пандус для колясочника, помощь при переходе из класса в класс плохо ходящему, помощь в переносе вещей и т.д., создание дружелюбной атмосферы в классе) школа обязана, но заставить учителя выполнять при обучении класса в 25 человек ещё и обязанности коррекционного педагога при умственной отсталости – форменное издевательство. Государство при этом экономит деньги, но лишает возможности получить добротное образование обычным детишкам.
Приведу пример из реальной практики. На курсах двое слабовидящих детей, администрация просит уделить особое внимание. Для меня это были моральные муки, ибо одновременно учить и видящих, и слепых было просто невозможно. Они подходили к доске, фотографировали, дома разбирали, видимо, но реально участвовать в обсуждении не могли, я не могла обсудить с ними непонятное на данный момент, обратной связи не было совсем. В данном случае не умственная даже отсталость, а глубокая инвалидность мешала обучению в обычном классе. Как я себя чувствовала – понятно любому педагогу, думаю. Выходила с занятий морально опустошённой – помочь реально не могла (надо было сесть рядом с ними, не обращая внимания на других детей), так как скорость усвоения и понимания была несопоставима.
И я за возможную ротацию (как всегда) – за возможность перехода из коррекционных классов в обычные при развившемся интеллекте, но и это развитие без огромной помощи родителей не произойдёт. К сожалению, тенденция переложить обязанность родителей на учителей есть, а приведёт это к ещё большему упадку образования. Напрашивается аналогия с современным положением в школе ” 3 пишем, 2 в уме”, что также одна из причин, приведших к упадку.
P.S. ” Судьбу” ещё никто не отменил, она есть, и не всё можно исправить благими пожеланиями. У нас сложилась тенденция в обществе ” мне все должны”, но всё ли сам сделал возможное и невозможное для улучшения ситуации? Это я о родителях и детях.

Статус в сообществе: Конфиденциально

На сайте: 2 года

Род деятельности: Конфиденциально

Регион проживания: Конфиденциально

Между прочим, желание изучать что-то углублённо – тоже особая образовательная потребность.

Статус в сообществе: Пользователь

На сайте: 12 лет

Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

Регион проживания: Новгородская область, Россия

Эта потребность в обычных школах игнорируется, к сожалению. Максимум – факультатив непосредственно перед ОГЭ и ЕГЭ.

Статус в сообществе: Конфиденциально

На сайте: 2 года

Род деятельности: Конфиденциально

Регион проживания: Конфиденциально

Главным запросом общества сейчас является другой – дать нормальное образование детям с сохранённым интеллектом, ибо ситуация неумения, например, складывать дроби в 9 классе становится привычной, а уж понять условие задачи, сделать чертёж – просто невыполнимо для 2/3 группы ( функциональная неграмотность). Речь не о лицеях, понятно.
Я с примером ( как всегда). Курсы, планиметрия, необходимо выполнить действия b-b/2- ступор, спрашиваю соседа – тот же эффект. Шутливо спрашиваю ” от яблока отнять пол-яблока, сколько останется?”, отвечают – пол-яблока, “а в нашем случае?” Не поверите, молчат!! Хорошо, говорю, вынесите b за скобку- справились с трудом. Спрашиваю- ты к доске в классе выходишь? Отвечает, что за полгода не вызвали ни разу, всё письменные тесты пишут. Ну и как же понять причину исходную непонимания без устного общения? Да никак! Это терпеливо разговаривать нужно с учеником, время на НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ, РАЗБОР НЕПОНЯТНОГО затратить! В современной педагогической доктрине на это важнейшее учительское действие время не предусмотрено, а на бумагомарание “по поводу и без” ( да и на электронную отчётность, на фото мероприятий ) ограничений нет- сколько чиновник пожелает.

Статус в сообществе: Конфиденциально

На сайте: 2 года

Род деятельности: Конфиденциально

Регион проживания: Конфиденциально

Федюшина Эльвира Евгеньевна

Количество подписчиков: 48

Вы отписались от обновлений этого автора

Для того, чтобы подписаться на обновления этого автора, необходимо зарегистрироваться или авторизоваться в системе

Читайте также:  Как оформить бесплатное питание в школе в 2020 году
Ссылка на основную публикацию