Какие проекты для инвалидов созданы в России в 2020 году

Новое в квотах на инвалидов в 2020 году

Выполнение квоты по трудоустройству инвалидов всегда вызывало вопросы у работодателей, а судебная практика неоднозначно толкует нормы закона в данной сфере. Из статьи вы узнаете, какие предложения предлагает внедрить Минтруд для совершенствования механизма квотирования в 2020 году.

Как выполняется квота на прием инвалидов сейчас

Ст. 21 Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает долю рабочих мест в компании (ИП), предназначенных для трудоустройства граждан с ограниченными возможностями:

  • при численности сотрудников более 100 человек — 2-4% от среднесписочной численности;
  • при численности сотрудников от 35 до 100 человек — до 3%.

В рамках квоты работодатель обязан (ст. 24 Закона № 181-ФЗ):

  • обеспечивать соответствующее количество рабочих мест для найма инвалидов;
  • создавать условия труда с индивидуальным подходом;
  • предоставлять сведения в целях организации занятости данной категории людей.

Отказать в найме человеку с ограниченными возможностями нельзя, иначе руководитель будет привлечен к административной ответственности по п. 1 ст. 5.42 КоАП РФ (штраф до 10 000 рублей).

Существующие противоречия при выполнении квоты на прием инвалидов

Организация обязана принимать на работу инвалидов в пределах квоты. Для этого штатным расписанием должны быть предусмотрены вакантные должности. Суды не приходят к единому мнению о том, в какой момент работодатель считается исполнившим условие о квоте:

  • с одной точки зрения, организация не обязана проявлять инициативу и приглашать соискателя с ограниченными возможностями на работу, поэтому исполнение квоты сводится к созданию вакансии и организации рабочего места (Определение Верховного суда от 22.05.2013 № 50-АПГ13-5);
  • с другой стороны, квота не может быть выполненной, если человек не трудоустроен.

Практика показала и другие проблемы. Квотируемые рабочие места:

  • не оборудованы для инвалидов со значительными ограничениями по здоровью;
  • не учитывают квалификационную структуру такой категории граждан;
  • не соответствуют физическим способностям людей с ограниченными возможностями.

Показатели трудоустройства инвалидов

Заместитель Министра труда и социальной защиты Г. Лекарев на заседании Совета по делам инвалидов при Совете Федерации сообщил, что по итогам 2018 года доля занятых граждан трудоспособного возраста с ограниченными возможностями в России достигла 29% (1 млн 12 тыс. человек). Минтруд принимает все доступные меры для роста показателя.

При этом процент занятых людей данной категории сильно колеблется по субъектам: от 88% в Красноярском крае до 19% в Республике Карелия.

К концу 2020 года намечено обеспечение 40% людей с ограниченными возможностями рабочими местами. Этому поспособствуют два новых направления:

  • Содействие в трудоустройстве: службы занятости при согласии соискателей с ограниченными возможностями сообщают им об имеющихся вакансиях и обеспечивают обратную связь от работодателей.
  • Сопровождение инвалидов, которым требуется помощь на пути следования до работы, при выборе и оборудовании рабочего места, при привлечении наставника.

Как планируется усовершенствовать механизм квотирования в 2020 году

Минтруд подготовил проект закона для проведения эксперимента в некоторых субъектах РФ по установлению и исполнению квоты для трудоустройства в новом порядке. Роль пилотных будет отведена регионам со средними показателями занятости граждан с ограниченными возможностями среди общей численности трудоспособных инвалидов по итогам 2018 года:

  • Якутия;
  • Воронежская область;
  • Орловская область;
  • Свердловская область;
  • Тверская область.

Эксперимент рассчитан на период 2020-2025 годов.

Идея проекта сводится к введению дополнительного способа выполнения квоты работодателями. Если трудоустройство инвалида невозможно по обоснованным причинам, организация должна заплатить компенсацию, и ее обязательства по квотированию будут исполнены.

Размер компенсационной выплаты

Размер выплат предлагается вводить законами региональных властей с условиями:

  • если региональный прожиточный минимум для трудоспособного населения выше, чем федеральный, то компенсация устанавливается на уровне прожиточного минимума субъекта;
  • в ином случае выплата приравнивается к величине прожиточного минимума уровня РФ.

Такой порядок обеспечит единый подход установления размера компенсации на территории России с учетом экономических особенностей регионов.

Какие расходы покроют средства от собранных компенсаций

Для администрирования выделяемых средств планируется создание фондов содействия занятости инвалидов, работа которых будет регулироваться актами Правительства субъектов.

В качестве предложения выдвинуты следующие цели расходования средств фондами:

  • обучение соискателей с ограниченными возможностями, получение ими образования для дальнейшего устройства на работу, стажировка выпускников образовательных учреждений;
  • обучение непосредственно на рабочем месте, в том числе с привлечением наставника;
  • надлежащее оснащение рабочих мест для указанных сотрудников;
  • повышение заинтересованности организаций в приеме на работу инвалидов сверх квоты;
  • сопровождение людей с ограниченными возможностями при содействии их занятости, помощь в организации труда при удаленной работе.

Условия выполнения квоты в 2020 году

Законопроект предусматривает, что работодатель считается выполнившим квоту, если им соблюдено хотя бы одно из условий:

  • инвалиды приняты на работу;
  • по рабочим квотным местам, которые остались вакантными, уплачена компенсация.

Если организация оформила человека с ограниченными возможностями на место, не отнесенное к квотируемым, в целях исполнения квоты такое трудоустройство засчитывается.

Усиление ответственности работодателей 2020

Нововведения коснутся и ответственности работодателей. Разработаны поправки в КоАП РФ, которые впервые найдут применение в пилотных регионах.

  • за неисполнение обязанностей по трудоустройству инвалидов в соответствии с квотой;
  • за необоснованный отказ в приеме их на работу;
  • за отказ от осуществления компенсационных выплат в случае нетрудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места.

Штрафы для должностного лица увеличатся до 20 000 рублей. Ответственность на юридическое лицо до 300 000 рублей вводится впервые.

Подводим итоги

С 2020 года запланировано проведение пилотного проекта в ряде субъектов РФ:

  • Предусмотрен новый способ выполнения квоты на прием инвалидов работодателем – уплата компенсации.
  • Фонды содействия занятости инвалидов направят полученные средства на рост заинтересованности работодателей и повышение квалификации соискателей с ограниченными возможностями.
  • Ответственность работодателей существенно возрастет.

При удачном завершении эксперимента изменения в области квотирования рабочих мест для инвалидов будут применены на всей территории РФ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Инвалиды 2020. Что изменится с этого года

3 мая 2012 года Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов (принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106, Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ). Согласно этому документу, государство должно принимать по отношению к инвалидам все необходимые, в том числе законодательные меры, обеспечивающие им равные с другими лицами условия для реализации прав человека без какой бы то ни было дискриминации.

В нашей стране уже 25 лет действует специальный закон о правах инвалидов (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”; далее – закон о защите инвалидов). Однако законодатель решил предоставить этим лицам дополнительные гарантии. Рассмотрим, какие нововвведения ждут инвалидов в новом году.

Нейромобиль

Российские разработчики планируют представить в 2020 году специальный автомобиль для людей с инвалидностью, оборудованный системой нейроуправления, сообщает РИА «Новости». В него можно будет внедрять систему беспилотного вождения.

Автомобиль планируется выпускать в двух версиях. Обычная версия – машина небольшого размера формата Smart, представляющая собой обычный компактный городской лоукост-автомобиль. Его серийное производство планируется начать уже в конце 2019 года. Другая версия предназначена для людей с инвалидностью.

«Задняя дверь открывается и позволяет (человеку в инвалидной коляске) заехать в автомобиль. В будущем планируется в такие автомобили внедрить систему нейроуправления. Сейчас сделано 60% работ, через полтора года он может появиться. Сейчас обсуждается возможность внедрения в будущем в такие автомобили систем беспилотного вождения», – рассказал директор отраслевого союза Национальной технологической инициативы «НейроНет» Александр Семенов.

Паралимпиада 2020 в Японии

Паралимпийский комитет России получил официальное приглашение на летние Паралимпийские игры 2020 года в Токио, сообщается на официальном сайте организации.

“Международный паралимпийский комитет и оргкомитет Олимпийских и Паралимпийских игр 2020 направили в Паралимпийский комитет России официальное приглашение, подписанное президентом IPC Эндрю Парсонсом и президентом оргкомитета Токио-2020 Ёсиро Мори, принять участие в Паралимпийских летних играх 2020 года в Токио”, – говорится в сообщении.

“Численность Российской делегации на играх будет определена согласно квалификационным критериям. Ожидается, что в соревнованиях примут участие около 300 человек от России, которые выступят в 18-20 видах спорта. Паралимпийская деревня откроется 18 августа 2020 года. Церемония поднятия российского флага в деревне спортсменов Паралимпийских игр 2020 года в Токио запланирована на 23 или 24 августа. Шефом миссии сборной команды России на играх избран первый вице-президент Паралимпийского комитета России Павел Рожков”, – отмечается в пресс-релизе.

Летние Паралимпийские игры-2020 пройдут с 25 августа по 6 сентября. В феврале Международный паралимпийский комитет (IPC) принял решение с 15 марта восстановить условно членство ПКР, которого российская организация была лишена в 2016 году. На летней Паралимпиаде 2016 года в Рио-де-Жанейро российские паралимпийцы не выступали из-за отстранения ПКР, а на зимних Играх-2018 в южнокорейском Пхенчхане российские атлеты выступали под олимпийским флагом в статусе “спортсмены-олимпийцы из России”.

Российские паралимпийцы смогут выступить на Паралимпийских играх 2020 года в Токио и 2022 года в Пекине под российским флагом при условии выполнения ПКР определенных критериев.

Как изменятся пенсии инвалидов в 2020 году?

С 1 февраля страховые пенсии и фиксированные выплаты к ним у неработающих пенсионеров будут увеличены на 6,6 процентов. После увеличения размер фиксированной выплаты, как подсчитали в Пенсионном фонде, составит 5 687,04 рублей в месяц. Стоимость пенсионного балла – 93 рубля (для сравнения в нынешнем году эта стоимость составляла 87,24 рублей). Что касается среднегодового размера страховой пенсии по старости, он составит 16 400 рублей. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе и социальные пенсии, будут индексироваться с 1 апреля 2020 года. Они будут увеличены на 7 процентов. Это увеличение коснется всех пенсионеров вне зависимости от того, работают они или нет. В итоге в 2020 году среднегодовой размер социальной пенсии составит 10,3 тысяч рублей.

Кроме того, с февраля 2020 года увеличиваются размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). Ее получают инвалиды и некоторые другие группы пенсионеров. ЕДВ вырастет на 3,8 процента. В соответствии с законом, одновременно с ЕДВ и на ту же величину увеличивается стоимость набора соцуслуг, который федеральные льготники могут получать как в натуральной форме, так и в денежной сумме. Напомним, речь идет о медицинском “пакете” – льготные лекарства и путевки в санаторий, а также оплата проезда в пригородных электричках.

В Минтруде и Пенсионном фонде подчеркивают: в 2020 году в России, как и раньше, не будет пенсионеров, чей ежемесячный доход ниже прожиточного минимума. Напомним, речь идет о рассчитываемой в каждом регионе величине прожиточного минимума пенсионера. Всем неработающим пенсионерам, чьи пенсии ниже уровня прожиточного минимума в конкретном регионе, будет производиться социальная доплата до этого уровня.

Телеканалы к 2020 году адаптируют вещание для инвалидов по слуху

Российские телеканалы вне зависимости от среды вещания и тематики обязаны к 2020 году обеспечить доступность своей продукции для инвалидов по слуху, сообщается на сайте Роскомнадзора.

“С 1 января 2020 года в целях обеспечения информационной доступности в сфере теле-, радиовещания, электронных и информационно-коммуникационных технологий для телевещателей включена обязанность по обеспечению доступности продукции СМИ для инвалидов по слуху. Данное требование введено в рамках исполнения Российской Федерацией обязательств норм Конвенции о правах инвалидов”, – говорится в сообщении.

Минимальный объем адаптированного для инвалидов по слуху контента, согласно данным Роскомнадзора, должен составлять не менее 5% от общего объема вещания телеканала в неделю. Соответствующие изменения внесены в закон “О средствах массовой информации”.

“Данное требование касается всех категорий телеканалов вне зависимости от среды вещания, территории распространения, тематики (включая эротические и музыкальные) и языка вещания”, – подчеркивает Роскомнадзор.

Ссылаясь на Минкомсвязи, регулятор в качестве вариантов адаптации контента для глухих и слабослышащих людей приводит субтитрирование, в том числе и скрытое, бегущую строку, а также сурдоперевод.

Изменения для водителей-инвалидов в 2020 году

В окончательном, третьем чтении Государственная Дума приняла закон о бесплатных парковочных местах для инвалидов. Он вступает в силу через год, 1 июля 2020 года. Изменения предполагают облегченный, более удобный и защищенный от мошенников способ внесения информации об инвалидности в общий реестр. Так, информацию об инвалидности, «оформленной» на автомобиль, можно будет подтвердить из федерального реестра инвалидов.

«Принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов на основании представленных заявителем документов », – отмечается в тексте законопроекта подготовленного к третьему чтению.

Таким образом, людям с ограниченными возможностями больше не нужно будет подтверждать свой статус инвалидности бумажными справками.

Читайте также:  Правила предоставления ипотеки для инвалидов в в 2020 году

Сведения о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида, будут размещаться в федеральном реестре инвалидов на основании заявления, поданного в установленном порядке в Пенсионный фонд РФ, через портал госуслуг или через МФЦ.

«В федеральном реестре инвалидов размещаются сведения в отношении одного транспортного средства, управляемого инвалидом, или одного транспортного средства, перевозящего инвалида и (или) ребенка-инвалида, при этом оператор обеспечивает возможность их изменения», – говорится в принятом проекте ФЗ.

Граждане с ограниченными возможностями, а также сопровождающие их водители смогут бесплатно пользоваться местами для парковки независимо от города проживания и региона.

Со следующего года закон также вносит коррективы в реализацию законных прав для людей с инвалидностью. Сейчас у граждан и сопровождающих их водителей с этим правом есть существенные проблемы при посещении других регионов. Если данных об инвалидности лица нет в реестре региона пребывания, они не могут бесплатно парковаться на парковке для инвалидов.

Возможность для этого, конечно, предусмотрена, но сегодня ее реализацию сложно назвать удобной. Например, гражданину требуется посетить МФЦ и предоставить справки об инвалидности для оформления его в реестре в качестве такового.

Закон с 2020 года удалит этот пробел действующего законодательства.

Между этим в законе прописывается, что на всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.

Также обязательна установка на транспортных средствах опознавательного знака «Инвалид».

Нарушение прав инвалидов в 2020 году обойдется дороже

Минтруд России планирует повысить штрафы за несоблюдение прав инвалидов. Новая система штрафов вступит в силу в июле 2020 года.

Внесение изменений связано с неэффективностью существующей системы взысканий, которая не может надлежащим образом защитить интересы лиц с ОВЗ в соответствии с требованиями Конвенции о правах инвалидов. На сегодняшний день предусмотрены штрафы в размере 1-10 тысяч рублей для должностных лиц и 20-100 тысяч рублей – для юридических.

“Такие мягкие санкции фактически подталкивают некоторых недобросовестных собственников объектов продолжать практику несоблюдения прав инвалидов на доступную среду в случаях, когда соблюдение законодательно установленных условий доступности требует от собственников объектов или поставщиков услуг расходов финансовых средств, в несколько раз превосходящих размеры установленных штрафов”, – говорится в публикации на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Какие льготы положены инвалидам в России. Нововведения 2020 года

Фото ИА «Север-Пресс»

В 2020 году изменятся льготы инвалидам 1, 2 и 3 групп, нововведения предусмотрены федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи» и региональным законодательством.

Для россиян с ограниченными возможностями в рамках государственных программ по реализации социальной защиты предусмотрены денежные пособия и льготы для улучшения их материального положения. Перечень льгот достаточно обширен и условно их можно разделить на несколько направлений.

К медицинским льготам относится бесплатная или со скидкой возможность приобрести лекарственные препараты, протезы, специальную обувь, предоставление реабилитационной медицинской техники и её обслуживание, проведение некоторых диагностических, восстановительных и лечебных процедур.

Транспортные льготы включают предоставление некоторым категориям инвалидов транспортных средств за счет фонда социального страхования, бесплатную парковку, бесплатный проезд в общественном транспорте, скидки при пользовании железнодорожным транспортом.

Социальные льготы предусматривают возможность со скидкой воспользоваться санитарно-курортным лечением, бесплатный уход на дому, юридические консультационные услуги, перерасчет пенсионного обеспечения. Также для инвалидов предусмотрена возможность поступления в высшие учебные заведения на льготных условиях.

Налоговые льготы позволяют людям с ограниченными возможностями воспользоваться снижением налогообложения в некоторых сферах деятельности, в том числе и предпринимательской, а также рассрочкой по их уплате.

Жилищные льготы предусматривают скидку на оплату коммунальных услуг и проведение капитального ремонта, улучшение жилищных условий.

Трудовые льготы позволяют людям с ограниченными возможностями воспользоваться более продолжительным отпускным периодом и сокращенной рабочей неделей.

Законодательство, регулирующее социальную защиту инвалидов, в последние годы расширяет спектр направлений, предусматривающих льготы для незащищенных категорий граждан во многих сферах жизнедеятельности.

Какие льготы отменят в 2020 году

Как таковой отмены льгот для людей с ограниченными возможностями федеральным законодательством не предусмотрено. Но в процедуру оформления инвалидности, а также в законодательство, регулирующее «монетизацию» льгот в 2018 и 2019 годах, внесены некоторые изменения. Были изменены критерии определения работоспособности в сторону увеличения перечня заболеваний, при наличии которых может быть присвоена инвалидность, периодичность повторного освидетельствования, что сделало процедуру оформления и продления инвалидности более логичной и понятной, появилась возможность заочного проведения освидетельствования.

Расширен список льгот, которые можно заменить денежной выплатой. Льгота инвалидам, предусматривающая 50% скидку на коммунальные услуги, регламентирована федеральным законодательством. Однако она касается инвалидов, живущих в неприватизированном жилом помещении. Её отменять не планируют.

Нововведения по льготам для инвалидов в 2020 году

В 2020 году планируют увеличить финансирование социальной программы «Доступная среда», в 2019 году в рамках её реализации было выделено 53 млрд. рублей. Выделенные средства должны быть потрачены на улучшение и повышение уровня жизни инвалидов. Законодатели разрабатывают изменения, связанные с установлением нормативов ежемесячных финансовых затрат на обеспечение людей с инвалидностью лекарственными препаратами, лечебным питанием и другими необходимыми медицинскими товарами.

Льготы инвалидам 1 группы

Самый расширенный список льгот предусмотрен для инвалидов 1 группы. В 2020 году они могут рассчитывать на бесплатное пользование любым видом общественного городского транспорта кроме маршрутных такси и такси (как и их сопровождающий). Есть право на бесплатное предоставление лекарственных препаратов при условии, что они выписаны лечащим врачом, а также медицинской техники, специальной ортопедической обувb и перевязочных материалов по назначению лечащего врача. Бесплатно предоставляется возможность раз в год пройти санитарно-курортное лечение (такая возможность предоставляется в течение первых трех лет инвалидности). Бесплатное зубное протезирование и протезирование конечностей с предоставлением протезов. Укороченную до 35 часов рабочую неделю и увеличенный до 60 дней отпускной период для работающих. Освобождение от налога на имущество и уменьшение налога на транспортное средство. Освобождение от уплаты госпошлины при обращении в суд по имущественным спорам при цене требований до 1млн. рублей. Право на получение земельного надела. Льготы при оформлении страхования, в том числе и ОСАГО. Право на льготное поступление в вуз и возможность получать повышенную стипендию. Кроме общего перечня для некоторых людей, инвалидность которых наступила в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, например, ликвидаторы ЧАЭС, предусмотрены и другие виды льгот.

Льготы инвалидам 2 группы и 3 группы

В 2020-2025 годах планируется проведение эксперимента по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места

Минтруд России подготовил пакет законопроектов, которые направлены на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов. В частности, вносятся изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. При этом действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей. Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, не удобен работодателям, не однозначен в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов .

Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов – установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов зафиксировано в федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 % среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Таким образом, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;
  • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.

С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Минтруд России подготовил законопроект, в рамках которого в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов. Он разработан по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». В качестве «пилотных» были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты. Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации. Если прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта Российской Федерации выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения. Такой подход обуславливается необходимостью сохранения единого подхода к размеру компенсационной выплаты в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в эксперименте, а также географических особенностей расположения регионов.

Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Согласно предлагаемым изменениям средства фондов могут направляться на:

  • организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;
  • организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника;
  • создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов;
  • стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты;
  • организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов-выпускников образовательных организаций;
  • расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.

Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в трудовых отношений с инвалидом и / или осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды. При этом о формление работодателем трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, не отнесенное к заквотированным, в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.

Читайте также:  Правила уплаты транспортного налога для инвалидов в 2020 году

Кроме того, с целью усиления ответственности работодателей предусмотрено внесение дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях за неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства, путем увеличения штрафных санкций для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

Проведение эксперимента запланировано на пять лет – с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года.

Трудоустройство людей с ограниченными возможностями

Цели и особенности государственной программы «Доступная среда» для инвалидов

По статистическим данным 2017 года, в России насчитывается около 15 млн инвалидов, что составляет 10% от общей численности населения. В это сложно поверить, так как в общественных местах встретить инвалида можно нечасто. Виной тому инфраструктура российских городов, абсолютно не адаптированная под нужды людей с ограниченными возможностями. Исправить сложившуюся ситуацию Правительство РФ намерено с помощью федеральной программы «Доступная среда». Рассмотрим, в чем заключаются основные задачи и этапы данной программы, а также каких результатов удалось добиться на сегодняшний день.

Законодательство

Власти озаботились созданием комфортных условий существования для людей с ограниченными возможностями после подписания Россией в сентябре 2008 года конвенции ООН «О правах инвалидов». В этот же год правительством было принято распоряжение №1663р от 17.11.2008 г., которое стало отправной точкой программы «Доступная среда». Позже программу еще не раз продлевали, и последним действующим в ее отношении нормативным документом является Постановление Правительства №1297 от 01.12.2015 г. (в ред. от 09.11.2017 г.).

Сроки реализации программы

Согласно последнему постановлению, общий срок реализации программы приходится на 2011-2020 годы. Он включает в себя 4 этапа.

  1. Подготовка законодательной базы в период с 2011 по 2012 годы.
  2. Формирование материальной базы с 2013 по 2015 год. Здесь подразумевается дооборудование общественных объектов специальными устройствами для инвалидов, строительство реабилитационных центров, их техническое оснащение и т. п.
  3. На 2016-2018 годы приходится реализация основных задач госпрограммы, которые мы рассмотрим позже.
  4. С 2020 по 2020 год планируется период подведения итогов проделанной работы и выработка дальнейших направлений развития.

Органом, ответственным за поэтапную реализацию госпрограммы, было назначено Министерство труда и социального развития. Среди других участников Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, министерства образования, спорта, жилищного строительства, финансов и другие ведомства. Разумеется, также важна деятельность и инициативы региональных органов власти.

Цели и задачи программы «Доступная среда»

Главная цель программы – повышение качества жизни инвалидов и интеграция их в общество. Ее реализация планируется за счет достижения следующих задач.

  1. Создание доступной средыдля маломобильных категорий населения к жизненно необходимым объектам и услугам городской инфраструктуры.
  2. Обеспечение доступных реабилитационных и абилитационных (формирование новых навыков) услуг для граждан с ограниченными возможностями. Эта же задача подразумевает доступ к образовательным услугам и трудоустройству.
  3. Повышение прозрачности работы экспертов МСЭ и объективности принимаемых ими решений.

На реализацию поставленных задач запланирован бюджет в размере 401 млрд рублей. В частности в 2020 году планируется расход свыше 45 млрд рублей. Источниками формирования бюджета программы выступают федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

На основании каждой из вышеуказанных задач составлены отдельные подпрограммы.

Подпрограмма №1

Первая подпрограмма направлена на оценку существующего уровня доступности для инвалидов жизненно важных объектов городской среды, а также создание условий для ее повышения.

В состав мероприятий в рамках данной подпрограммы входит следующее.

  1. Проектирование новых зданий и модернизация уже существующих с учетом потребностей инвалидов. Это пандусы и лифты для свободного передвижения малоподвижных граждан, создание дополнительных баннеров, упрощающих поиск нужного объекта, и т. п. Адаптировать к возможностям инвалидов необходимо не только государственные ведомства, но и строящиеся жилые дома.
  2. Установка на улицах светофоров и остановок со звуковым сопровождением.
  3. Оснащение общественного транспорта выдвижными пандусами и внедрение новых единиц с пониженным уровнем пола.
  4. Обеспечение детям-инвалидам возможности получать образование наравне с остальными сверстниками. Это касается не только создания безбарьерной среды, но и технического оснащения школ оборудованием для физического и психологического восстановления детей (тренажеры, компьютеры для детей с ограничениями по слуху и зрению, сенсорные комнаты для релаксации и др.). Не менее важно иметь в штате образовательного учреждения психологов, оказывающих ребенку-инвалиду поддержку при возникновении проблем в общении со сверстниками.
  5. Финансирование спортивных учреждений, деятельность которых направлена на развитие адаптивной физкультуры и паралимпийского спорта.
  6. Проведение культурных мероприятий, предполагающих участие лиц с ограниченными возможностями.
  7. Внедрение сурдоперевода в трансляции главных российских телеканалов.

На реализацию подпрограммы №1 запланирован бюджет в размере 35 млрд рублей.

Подпрограмма №2

Вторая подпрограмма направлена на повышение качества и доступности реабилитационных и абилитационных услуг для инвалидов. Другой важной целью является создание условий для получения ими профессиональной подготовки и дальнейшего трудоустройства наравне с теми гражданами, которые не имеют ограничений по здоровью.

Для реализации поставленных целей запланирован ряд мероприятий.

  1. Оценка потребностей инвалидов и создание в соответствии с ними отрасли по изготовлению специализированных товаров.
  2. Открытие центров, ориентированных как на общую реабилитацию инвалидов посредством медикаментозного лечения и санаторно-курортных услуг, так и медицинскую абилитацию в виде реконструктивной хирургии и протезирования.
  3. Введение в образовательную программу уроков, направленных на формирование адекватного восприятия детей-инвалидов остальными сверстниками.
  4. Организация совместных мероприятий органами соц. защиты и центрами занятости по профессиональной подготовке граждан, из-за проблем со здоровьем лишившихся возможности работать по прежней специальности.
  5. Стимулирование работодателей с помощью налоговых льгот на создание рабочих мест для инвалидов.

На реализацию данных целей предусмотрено финансирование в размере 33,5 млрд рублей.

Подпрограмма №3

Третья подпрограмма нацелена на повышения объективности решений МСЭ. Цель планируется достигнуть за счет осуществления следующих мероприятий.

  1. Разработка новых методик проведения экспертизы.
  2. Совершенствование критериев назначения групп инвалидности.
  3. Оснащение бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.
  4. Создание системы независимой оценки эффективности работы экспертов МСЭ.
  5. Налаживание эффективного взаимодействия между учреждениями МСЭ разных уровней.
  6. Повышение квалификации сотрудников.
  7. Создание при главных бюро МСЭ общественных советов, рассматривающих обращения граждан по поводу неэтичного поведения экспертов.
  8. Противодействие коррупции. С этой целью планируется внедрить в деятельность МСЭ такие современные технологии, как электронная очередь, аудио- и видеонаблюдение.

На реализацию подпрограммы №3 планируется выделить 103 млрд рублей.

Ожидаемые результаты

К моменту окончания действия программы «Доступная среда» в 2020 году планируется получить такие значения целевых показателей:

  • повышение доли доступных для маломобильных граждан объектов инженерной и транспортной инфраструктуры до 55%;
  • формирование у 52,5% инвалидов положительной оценки по поводу отношения к ним в обществе;
  • оснащение реабилитационными центрами до 44,7% регионов;
  • увеличение доли граждан, прошедших курсы по реабилитации и абилитации, до 53,6% среди взрослого населения и до 69,3% среди детей;
  • повышение занятости среди трудоспособных инвалидов до 40%;
  • оснащение 100% главных бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.

Это целевые показатели, актуальные на 2020 год. Но в программу ежегодно вводятся дополнения, которые отражаются и на ее конечных целях.

Промежуточные итоги программы

По итогам 2017 года в сфере повышения качества жизни инвалидов удалось достигнуть следующих результатов.

  1. С 1 января 2017 года начал функционировать федеральный реестр инвалидов. Он представляет собой информационный сервис, в котором каждый участник имеет доступ к личному кабинету с информацией по всем полагающимся ему выплатам и льготам. Система позволяет получать доступ к государственным услугам в электронной форме без посещения ведомств.
  2. Доля общественного транспорта, дооборудованного специализированными устройствами для инвалидов, составила 11,1%. На начало реализации программы показатель был равен 8,3%.
  3. В 5 раз увеличилось количество субтитрированных телевизионных передач.
  4. Доступность медицинских учреждений для маломобильных граждан повысилась до 50,9%.
  5. Доля доступных учреждений культуры достигла 41,4%.
  6. Среди спортивных объектов для инвалидов стали доступны 54,4%.
  7. В сфере образования 21,5% школ адаптировано под потребности детей-инвалидов. На начало реализации программы этот показатель составлял всего 2%.
  8. В 2017 году началась реализация пилотного проекта по внедрению системы комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями в Свердловской области и Пермском крае. На его реализацию за год потрачено порядка 300 млн рублей.
  9. На обеспечение нуждающихся граждан вспомогательными техническими средствами за год выделено 32,84 млрд рублей, что позволило охватить 1,6 млн человек.
  10. В ноябре 2017 года депутаты в третьем чтении приняли проект по внесению изменений в федеральный закон «О занятости населения в РФ». Его цель – привести российское трудовое законодательство в соответствие с конвенцией ООН «О правах инвалидов». Законопроект предполагает взаимодействие учреждений МСЭ с центрами занятости в плане повышения доли трудоустроенных инвалидов. На настоящий момент только 25% от трудоспособных граждан с ограниченными возможностями имеет постоянное место работы. В Европе этот показатель достигает 40%.

Масштаб реализации госпрограммы в тех или иных субъектах РФ также зависит от активности и финансовых возможностей региональных властей. Некоторые из них добились значительных результатов в улучшении качества жизни инвалидов. Так, в столице Бурятии для людей с ограниченными возможностями спроектирован целый жилой квартал. Помимо жилого фонда, он включает в себя медицинские учреждения, магазины, спортивные объекты. Адаптированные под нужды колясочников дома также активно строятся в Москве и Санкт-Петербурге.

Реализация программы «Доступная среда» осуществляется уже на протяжении 7 лет. За это время удалось добиться серьезных улучшений в качестве жизни инвалидов и их положении в российском обществе. Первые значительные результаты подтверждают правильность избранного направления, в связи с чем правительством рассматривается возможность о продлении госпрограммы до 2025 года.

Какие проекты для инвалидов созданы в России в 2020 году

3 декабря во всём мире отмечается Международный день инвалидов, проводятся различные мероприятия, в которых участвуют и сами инвалиды, и те, кому небезразлично полноценное участие людей с ограниченными возможностями в развитии общества. Но говорить о том, что проблемам инвалидов уделяется внимание лишь в определённые дни, не совсем справедливо.

Сегодня повышение качества их жизни – задача государственного масштаба. На протяжении последних лет принимаются новые законы и вносятся поправки в уже существующие. То, какие изменения произошли и произойдут в вопросе установления инвалидности и как они повлияют на жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья, обсудили с Екатериной Мухаметгалеевой, руководителем — главным экспертом по медико-социальной экспертизе по Удмуртской Республике.

– Екатерина Дмитриевна, вопросы установления инвалидности – одни из самых острых в вашей деятельности. Меняется ли и каким образом законодательство в этой части?

– Да, меняется. С 1 января 2020 года будут применяться обновленные классификации и критерии при установлении групп инвалидности. Приказ Минтруда России «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» от 27 августа 2019 года № 585н заменяет аналогичный приказ от 17 декабря 2015 года № 1024н. В приказе № 585н изменена классификация и расширены критерии определения инвалидности, а также в него включены детские критерии определения инвалидности.

– Чем отличаются действующие критерии от тех, которые будут применяться с 1 января 2020 года?

– Во-первых, разделены некоторые нозологические формы, заболевания, нарушения функций: отдельно критерии при первичном освидетельствовании и отдельно – при повторном. Во-вторых, критерии разделены на взрослые и детские. В-третьих, в рамках исполнения Конвенции ООН по правам инвалидов к структуре добавлен не только код МКБ (международная классификация болезней), но и код МКФ (классификация функционирования и ограничений жизнедеятельности человека).

Приказ будет доступен в сети Интернет, в том числе и на нашем сайте. Любой пациент может с ним ознакомиться, увидеть перечень заболеваний и соотнести с состоянием своего здоровья. Но самое главное, приказ может анализировать каждый врач медицинской организации и на основании анализа решать вопрос о своевременном направлении пациента на медико-социальную экспертизу.

Кроме того, будет расширен и перечень обследований при направлении на медико-социальную экспертизу. В приказ 52н/35н, утверждённый Минтрудом и Минздравом России, будет включено больше патологий. На сегодняшний день он состоит из нескольких частей, в нём также присутствует разделение на взрослых и детей. В приказе заболевания, вызывающие наибольшую сложность, разделены на группы: эндокринные заболевания, психические расстройства, хромосомные нарушения, заболевания нервной системы и другие. В перечне, кроме всего прочего, указаны сроки всех обследований, благодаря которым врач всегда может сориентироваться и назначить то или иное бесплатное обследование при оформлении направления на медико-социальную экспертизу. Это чётко структурирует работу и исключает возможность возникновения непредвиденных ситуаций.

Читайте также:  Какие документы нужны для оформления пенсии по инвалидности 2 группы в России в 2020 году

– Чем обусловлено разделение критериев определения инвалидности на взрослые и детские?

Необходимость разработки новых критериев для определения инвалидности детей объясняется тем, что для проведения медико-социальной экспертизы в отношении детей нужна специализированная классификация ограничений жизнедеятельности. В документах, действовавших до недавнего времени, были пробелы. Самостоятельный детский раздел классификаций учитывает все особенности быстро изменяющегося организма в процессе роста и взросления. При этом документ научно обоснован. В 2017 году в Воронежской и Смоленской областях был запущен пилотный проект по практической апробации новых классификаций для установления детской инвалидности. Специалисты учреждений медико-социальной экспертизы и эксперты научных центров проводили сравнительный анализ результатов освидетельствования сразу по двум классификациям: действующей и новой. В детских классификациях сохранены подходы по установлению инвалидности детям, которые были выработаны в ходе практического применения уже действующих классификаций и критериев, в том числе и по сахарному диабету, фенилкетонурии, муковисцидозу, аутизму, врождённым порокам развития. При этом проект новых детских классификаций содержит детализированную информацию о периодах детского возраста и особенностях течения заболеваний именно у детей.

Новые классификации позволят эффективнее организовать работу специалистов бюро медико-социальной экспертизы при установлении категории ребёнок-инвалид и сделать саму процедуру освидетельствования более прозрачной и понятной.

– Изменился ли порядок признания человека инвалидом?

– Да, в постановление Правительства РФ № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» внесено достаточно много изменений. Так, например, 6 июля 2019 года вступили в силу изменения, которые регулируют вопросы, связанные с установлением категории «ребёнок-инвалид» детям, страдающим инсулинозависимым сахарным диабетом.

Действовавшая редакция правил предусматривала, что детям с инсулинозависимым сахарным диабетом при первичном освидетельствовании устанавливалась категория «ребёнок-инвалид» до достижения ими 14 лет. Как только детям исполнялось 14 лет, они проходили переосвидетельствование, и при наличии осложнений, приводящих к ограничениям жизнедеятельности, категория «ребёнок-инвалид» могла быть установлена на новый период.

Практика показывает, что дети в возрасте от 14 до 18 лет также нуждаются в дополнительном контроле со стороны родителей и врачей. В этот период из-за гормональной перестройки и возрастающей физической и эмоциональной нагрузки, связанной с обучением, возникают резкие колебания уровня сахара в крови. Это нередко создаёт угрозу декомпенсации заболевания и возникновения осложнений. Учитывая эти обстоятельства, Правительство Российской Федерации ввело норму, предусматривающую установление детям с инсулинозависимым сахарным диабетом категории «ребёнок-инвалид» до достижения ими 18 лет как при первичном, так и повторном освидетельствовании. Это позволит проводить необходимые реабилитационные мероприятия и максимально исключить раннее развитие осложнений, тем самым обеспечит улучшение качества их жизни в дальнейшем.

Приглашаем родителей, детям которых категория «ребёнок-инвалид» была установлена до 14 лет, на переосвидетельствование, при наличии направления на медико-социальную экспертизу либо справки об отказе в направлении.

– Какие ещё изменения произошли в 95-м постановлении?

– Появился перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, при которых группа инвалидности и категория «ребёнок-инвалид» устанавливаются бессрочно.

Также утверждён перечень заочных освидетельствований, когда освидетельствование проводится без присутствия самого человека, а решение принимается на основании сведений, указанных в медицинской документации. Если нам что-то не ясно по документам, то мы делаем запрос в Минздрав Удмуртии с просьбой разъяснить, почему принято то или иное решение. Заочное освидетельствование возможно в том числе и когда гражданин проживает в отдалённом населённом пункте.

– Чтобы пройти медико-социальную экспертизу для установления инвалидности, человек должен подать заявление в письменной форме, приложить направление и медицинские документы. При этом сбор документов у многих вызывает трудности. Коснулся ли закон этого вопроса?

– Да, это одно из самых главных изменений. Сегодня медицинская организация и учреждение медико-социальной экспертизы обмениваются документацией самостоятельно, без участия самого гражданина. То есть пациенту не нужно писать заявление на проведение медико-социальной экспертизы. После завершения реабилитационных мероприятий врачебная комиссия медицинской организации решает вопрос о направлении на медико-социальную экспертизу. С согласия пациента они оформляют документы и направляют их к нам. Далее, после изучения документов мы приглашаем гражданина на освидетельствование. Общий срок – не более 1 месяца с даты поступления документов в бюро медико-социальной экспертизы.

Но стоит отметить, что заявление пациенту, как и прежде, придётся написать, если медицинская организация отказывает в направлении на МСЭ. Со справкой об отказе гражданин имеет право лично обратиться в бюро медико-социальной экспертизы, где и пишет заявление. Также заявления необходимы на выдачу дубликата справки, направление в этом случае не нужно.

Стоит отметить, что в конце этого года Минздрав Удмуртии планирует перейти на электронные виды направления на медико-социальную экспертизу, вся инфраструктура бюро медико-социальной экспертизы готова к приёму электронных направлений. Это обеспечит прозрачность процедуры, значительно улучшит взаимодействие бюро и медицинских организаций, а также упростит процедуру получения направления на МСЭ и облегчит работу наших специалистов. Ведь сегодня нам приходится работать с огромным количеством бумажных документов, которые приходится сканировать и загружать в наш программный продукт. К концу года будут выбраны не менее 20% медицинских организаций для участия в пилотном проекте. С ними начнём отрабатывать варианты направления на МСЭ в электронном виде.

– В этом году были изменены правила прохождения медико-социальной экспертизы людьми, перенёсшими ампутацию. Отныне они должны направляться на МСЭ не позднее трёх рабочих дней после проведения операции. Пациентов всерьёз обеспокоило это нововведение. Расскажите, как сегодня проходит работа в этом направлении.

– Ни жалоб, ни обращений по этому поводу к нам не поступало. И к сегодняшнему дню не было выдано ни одного направления на медико-социальную экспертизу на третий день. Решать вопрос о протезе на третий день, когда у человека открытая рана, слишком рано. Другое дело, когда речь идёт об ампутации верхних конечностей, но только не в случае заболевания, а из-за травмы, когда можно решить, какой установить протез.

За 2019 год, с момента выхода изменений, мы провели ряд совместных совещаний с региональным Минздравом, который выработал порядок направления на МСЭ. На второй день после проведения операции они решают вопрос о показаниях либо противопоказаниях для протезирования. То есть вопрос при ампутации в любом случае рассматривается на второй день. Если есть показания, они направляют на протезирование. Если есть противопоказания, допустим, рана, то есть даже неизвестно, нужна ли ампутация, вопрос решается по окончании госпитализации.

– Екатерина Дмитриевна, что изменилось в разработке индивидуальных программ реабилитации (ИПРА)?

– Мы начали более широко прописывать показания и отсутствие противопоказаний к труду. Кроме того, появилось понятие «сопровождаемое трудоустройство». По сути это инструмент дополнительной поддержки трудоустройства и адаптации на рабочем месте инвалидов, испытывающих трудности в поиске работы и закреплении на рабочем месте. Служба занятости занимается трудоустройством инвалида до тех пор, пока его не приняли на работу. В случае спорных вопросов служба направляет нам документы. Мы пишем, нуждается человек в сопровождении или нет. Если нуждается, то далее служба занятости решает этот вопрос.

– Как бюро работает с людьми, пострадавшими на производстве?

Сегодня отрабатываются новые критерии для пациентов, получивших производственную травму и профзаболевание. Пока действуют временные критерии определения процента утраты профессиональной трудоспособности. В ряде субъектов отрабатываются критерии для изменения нормативно-правовых документов. Они будут более конкретными и приближенными к классификациям и критериям установления инвалидности, когда мы определяем проценты нарушения функций.

Полученные тяжёлые травмы разделяют жизнь человека на «до» и «после». По нашей рекомендации он может получить от Фонда социального страхования автомобиль, который становится ощутимой поддержкой, облегчает решение бытовых вопросов и даёт возможность оставаться востребованными в трудовой деятельности.

Для включения автомобиля в программу реабилитации пострадавшего (ПРП) должны быть медицинские показания и отсутствовать противопоказания для вождения автотранспортного средства по последствиям полученной травмы.

Наши специалисты проводят освидетельствование пострадавших на производстве, устанавливают степень утраты профессиональной трудоспособности и разрабатывают ПРП. Транспортные средства выдаются и с механической, и с автоматической коробкой передач, и даже с ручным управлением. Фонд социального страхования выдаёт машины без задержек, меняет их на новые через семь лет, при этом старый автомобиль остаётся в семье.

На основании наших рекомендаций в 2019 году пять жителей республики, пострадавших на производстве, бесплатно получили автомобили.

– Инвалидам в Удмуртии начали выдавать высокотехнологичные протезы конечностей с интернет-чипами, разработанными учёными Сколково. Как изменится жизнь их обладателей?

– Высокотехнологичные протезы позволяют детям и взрослым, лишившимся рук, восстановить многие утраченные функции. Это, в свою очередь, способствует скорейшей социальной и профессиональной адаптации инвалидов в обществе. Благодаря встроенному чипу, врачи смогут удалённо следить за ходом реабилитации пациента.

Кроме того, чип «подскажет», не пришло ли время заменить или отремонтировать протез. Очень часто пациенты забывают, что у протеза, как и у машины, к примеру, есть свой срок эксплуатации, по истечении которого он может выйти из строя. Благодаря чипу информация об исправности или неисправности протеза будет поступать к специалистам, которые в случае необходимости пригласят гражданина на профилактику.

– Филиалы Главного бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртии существуют пока не во всех городах и районах республики. Планируется ли в ближайшее время открытие филиала в каком-либо муниципальном образовании?

– Да, в конце 2019 года филиал Главного бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике откроется в Воткинске. Сейчас там идёт подготовка к открытию и ведётся подбор медицинских кадров. Мы уже получили соответствующую лицензию. Открытие филиала повысит доступность услуг бюро для жителей города и Воткинского района, ведь теперь медико-социальную экспертизу они смогут проходить по месту жительства.

Какие изменения ждут инвалидов в 2020 году?

– Екатерина Дмитриевна, мы уже говорили о нововведениях наступающего года. Какие ещё изменения ждут инвалидов в 2020 году?

– Минтруд России разработает Единую государственную информационную систему социального обеспечения, которая объединит все ведомства и будет отвечать на насущные вопросы людей с инвалидностью. В неё войдут определённые виды жизненных событий (всего их будет 150): рождение ребёнка, установление инвалидности, смерть, снижение дохода ниже уровня прожиточного минимума, достижение пенсионного или предпенсионного возраста и другие. При возникновении таких жизненных событий в личный кабинет на портале госуслуг будут приходить уведомления о том, какие виды социальной помощи, какие льготы им положены на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Конечно, уникальными жизненными событиями являются наличие I, II группы инвалидности, присвоение категории «ребёнок-инвалид». Идентифицировать все жизненные события министерство планирует к 2021 году.

– В конце 2019 года или в январе 2020 года во всех наших подразделениях откроется центр обслуживания идентификации и аутентификации – регистрация и подтверждение учётной записи на портале Государственных услуг (gosuslugi.ru). Сегодня он уже работает в Главном бюро МСЭ по Удмуртской Республике (г. Ижевск, ул. Свердлова, 22).

– С 1 января 2017 года в России начал функционировать Федеральный реестр инвалидов – крупная информационная система, которая содержит наиболее полные сведения о каждом гражданине, признанном инвалидом. Сведения из реестра необходимы не только для информирования граждан, но и для органов государственной власти, которые используют эти данные для предоставления необходимых инвалидам услуг. Реестр позволяет избежать многократного документооборота, происходящего между такими органами власти. Сейчас наши специалисты в текущем режиме вводят информацию о гражданах, которые только признаются инвалидами, а также занимаются проверкой и редактированием уже внесённых архивных данных о гражданах, которым группа инвалидности установлена бессрочно до 2013 года. Думаю, в течение следующего года мы эту работу закончим.

– В настоящее время идёт подготовка законопроекта о предоставлении электронного сертификата по техническим средствам реабилитации. Сегодня Фонд социального страхования выдаёт техническое средство реабилитации на основании наших рекомендаций: либо предоставляет ТСР в натуральной форме по результатам проведения аукционов и конкурсов, либо выплачивает компенсацию за самостоятельно приобретённые ТСР. Законопроект об электронном сертификате рассчитан на то, что люди с инвалидностью будут самостоятельно определять не только само изделие, но и поставщика этого изделия, что является очень актуальным при изготовлении протеза.

Ссылка на основную публикацию