Основные характеристики работы органов, ведающие делами о гражданстве РФ в 2020 году

Путин подписал закон о ДЕПОРТАЦИИ из РФ огромного кол-ва россиян в 2020 году!

Наличие паспорта РФ НЕ ПОДРАЗУМЕВАЕТ наличие у вас гражданства РФ! Путин подписал закон о ДЕПОРТАЦИИ из РФ огромного кол-ва россиян в 2020 году! Депорта́ция (лат. deportatio «изгнание, высылка») или выдворе́ние — принудительная высылка лица или целой категории лиц в другое государство или другую местность, обычно — под конвоем.

Российские законы все больше удивляют.. Мало того, что в РФ ведут незаконную деятельность банки, кредитные организации, приставы,суды РФ, коллекторы, да и сама РФ это всего лишь фирма, так они еще и выселить нас решили через новый закон РФ, закон № 182 о выселении граждан. Поражают, подобные статьи закона и судебные решения. Да, это вам не коллекторы, когда есть просрочка потребительского кредита, или когда не можешь платить ипотеку, здесь может возникнуть только один вопрос: нужно ли платить кредиты? А вот новые законы РФ, особенно закон № 182 о выселении, здесь чтобы разобраться, может понадобиться юридическое сопровождение!

Особое внимание следует обратить на

Статья 41 1 . Предмет регулирования и сфера действия настоящей главы

1. В настоящей главе определяются условия и порядок приема в гражданство Российской Федерации для отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации. К указанным лицам относятся:

а) дееспособные лица, состоявшие на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;

д) лица, имевшие гражданство бывшего СССР, получившие паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года, у которых впоследствии полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, не было определено наличие гражданства Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, при условии отсутствия у них действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

(то есть к этой сомнительной категории граждан относятся все граждане РФ, у которых впоследствии полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, не было определено наличие гражданства Российской Федерации)

2. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, могут урегулировать свой правовой статус на основании волеизъявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом или о выдаче вида на жительство в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.

(то есть для того, чтобы свой правовой статус урегулировать, надо изъявить свою волю о приёме в гражданство Российской федерации до 1 января 2017 года, даже при наличии паспорта гражданина России)

3. Настоящая глава также устанавливает условия и порядок признания гражданами Российской Федерации проживающих на территории Российской Федерации лиц, имевших гражданство бывшего СССР, получивших паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года и не приобретших гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства или действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве, а также их несовершеннолетних детей.

(при этом никакой роли ваш паспорт гражданина РФ, выданный вам до 1 июля 2002 года, не имеет, так как вы не выражали своего волеизъявления стать гражданином РФ (лично в письменной форме как это придумано в 2012 году) при его получении. Вам просто выдали паспорт гражданина РФ, не спрашивая вашего согласия, желания, нежелания или несогласия становиться ли вам гражданином РФ или не становиться)

4. Лица, указанные в части третьей настоящей статьи, не желающие быть признанными гражданами Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.

(то есть, если вы не хотите быть гражданином РФ, то можете проживать в РФ погласно вида на жительства без гражданства)

Статья 41 2 . Условия и порядок признания гражданами Российской Федерации

4. Лицо не признается гражданином Российской Федерации в случае, если:

а) паспорт гражданина Российской Федерации был выдан лицу на основании сообщенных им заведомо ложных или недостоверных персональных данных заявителя;

(особое внимание нужно обратить в дальнейшем – что может быть признано сообщёнными им заведомо ложными или недостоверными персональными данными)

г) после первичного получения паспорта гражданина Российской Федерации лицо приобрело гражданство Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом

(вот оно – то самое, что полностью ликвидирует ваше гражданство по выданному вам паспорту, если вы вознамеритесь приобрести гражданство РФ после первичного получения паспорта гражданина РФ)

Вот вам и антинародный закон!

Который подписал сам президент Путин,

Принят Государственной Думой 26 октября 2012 года

Одобрен Советом Федерации 31 октября 2012 года

Всем нам предлагается до 1 января 2017 года самих себя добровольно лишить гражданства РФ в соответствии вот с этим многоходовочным хитроумным путинским законом, о котором мало кто знает и задумывается.

Но если мы не изъявим своего волеизъявления принять гражданство РФ до 1 января 2017 года, то нас могут просто депортировать из России.
Многоходовочка однако.
Куда? Неизвестно.
На каком основании? На основании вот этого самого закона

(более подробно всё разъясняет правовед в ролике, смотрите видео, чтобы понять все хитросплетения путинских многоходовочек)

То есть этим законом Путин и родное государство просто не оставляет вам выхода:

Если вы обратитесь с таким заявлением, то ваше гражданство будет признано недействительным

Если не обратитесь, то ваше гражданство также будет признано не урегулированным согласно данному закону

То есть, пользуясь собственным законом, с января 2017 года Путин будет решать, кому жить в стране, а кого депортировать за её пределы неизвестно куда, если у вас нет иного места проживания за пределами России.

Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – освещение вопросов, касающихся института гражданства, как одного из основных в правовой системе демократического правового государства.
Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи:
– раскрыть понятие и принципы гражданства РФ;
– изучить основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации;
– изложить особенности функционирования закона о гражданстве и его основных положений.
– рассмотреть полномочия органов, ведающих делами о гражданстве.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава I.Общие положения о гражданстве Российской Федерации…………..6
§ 1. Понятие гражданства РФ…………………………………………………..6
§ 2. Принципы гражданства РФ………………………………………………..9
ГлаваII.Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации.13
§ 1. Основания и порядок приобретения гражданства РФ…………………..13
§ 2. Основания и порядок прекращения гражданства РФ……………………22
Глава III. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ…..26
Заключение…………………………………………………….…………………33
Библиографический список………..…………………………….……………. 35

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ (Автосохраненный).doc

Глава I.Общие положения о гражданстве Российской Федерации…………..6

§ 1. Понятие гражданства РФ………………………………………… ………..6

§ 2. Принципы гражданства РФ………………………………………… ……..9

ГлаваII.Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации.13

§ 1. Основания и порядок приобретения гражданства РФ…………………..13

§ 2. Основания и порядок прекращения гражданства РФ……………………22

Глава III. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ…..26

Тема гражданства в нашей стране в последние годы приобрела исключительную актуальность. Распад СССР, необходимость формирования нового гражданства в России, затрагивающего судьбу миллионов людей, стали предметом интереса и обсуждения широкой общественности страны.

Существенно возрос интерес к гражданству и в связи с провозглашением в нашей стране человека, его прав и свобод высшей ценностью. Гражданство является звеном между народным суверенитетом и свободой личности. Гражданство является непременной предпосылкой для обладания лицом всей суммой конституционных и иных прав и свобод, возложения на него предусмотренных конституцией и другим законодательством обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом в дипломатическом порядке и других в межгосударственном общении формах.

Актуальность темы исследования. Институт гражданства является одной из форм взаимодействия лица и государства, выражающейся в наличии правовых, государственных связях между ними. Гражданство неотъемлемый атрибут государственного суверенитета. Главное в логическом основании института гражданства заключается в том, что посредством этого института происходит придание государству как субъекту права юридически значимых очертаний не только в области его суверенных полномочий и его территории, но и тех физических лиц, которые «составляют» государство. Важность этого института нельзя переоценить. Среди основных прав человека в России особое место занимает право на гражданство. Обусловливается это, прежде всего тем, что закрепленный конституцией и действующим законодательством объем прав, свобод и обязанностей личности непосредственно связан с гражданством. Во всей полноте лицо может их использовать, только будучи гражданином соответствующего государства.

Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой – как институт защиты прав и интересов государства. Равновесие между этими двумя аспектами функциональной характеристики гражданства является отражением адекватного соотношения интересов и прав личности и интересов общества и государства.

Современное российское законодательство о гражданстве решает ряд актуальных правовых проблем, возникших в связи с преобразованием политических, экономических, социальных и иных форм организации государственной и общественной жизни, а также преодолением во многом искусственной самоизоляции страны и развитием отношений с другими странами и народами.

В качестве объекта исследования выступает институт гражданства Российской Федерации.

Предметом исследования являются понятие и принципы гражданства, а также основания приобретения и прекращения гражданства РФ.

Цель курсовой работы – освещение вопросов, касающихся института гражданства, как одного из основных в правовой системе демократического правового государства.

Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи:

– раскрыть понятие и принципы гражданства РФ;

– изучить основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации;

– изложить особенности функционирования закона о гражданстве и его основных положений.

– рассмотреть полномочия органов, ведающих делами о гражданстве.

Степень разработанности проблемы. Вопросам, связанным с институтом гражданства, посвящено множество работ таких ученых, как С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, С.С. Кишкина, Е.И. Козловой, С.А. Комарова, О.Е. Кутафина, Г.В. Мальцева, Т.Д. Матвеевой, С.И. Русиновой и других авторов.

Большинство авторов остановились на двух основных направлениях в рассмотрении гражданства, например, на определении гражданства в виде принадлежности лица к государству в качестве юридической либо политико-правовой связи лица с государством. В.В. Полянский определял гражданство как юридически признанную политико-правовую связь физического лица с государством, которая, будучи неограниченной во времени и пространстве, предполагает взаимообусловленность, с одной стороны, распространения всей полноты суверенной власти государства на лицо, а с другой обладание этим лицом полным комплексом прав, свобод и обязанностей, а также означающую принадлежность лица к народу как субъекту политической власти.

Д.А. Гайдуков замечает, что между гражданством и политическими правами и обязанностями существует прямая связь .

Е.И. Козлова определяла гражданство как основанную на юридическом признании государства политико-правовую связь лица с государством, которая влечет за собой распространение на данное лицо в полном объеме суверенной власти, активным участником которой оно является, а также всех прав, свобод и обязанностей граждан

Таким образом, проблемы гражданства России, носившие в советский период формальный характер в силу поглощения их гражданством СССР, сегодня стали неотъемлемым атрибутом российской государственности, свидетельством приобретения Россией реального суверенитета.

Глава I. Общие положения о гражданстве Российской Федерации.

§ 1. Понятие гражданства.

Гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей 1 . Эта связь длится в течение всей жизни человека. Она возникает в момент рождения или приобретения гражданства РФ и прекращается со смертью или утратой гражданства. Отношения гражданства не могут прекращаться в одностороннем порядке, то есть по инициативе гражданина, но без участия государства, и наоборот, по решению государства без соответствующего волеизъявления гражданина.

Гражданство является важнейшим элементом правового статуса личности и основой взаимоотношений гражданина и государства. С гражданством связаны существенные юридические последствия для человека : объем его прав, свобод и обязанностей ; гарантированная государственная защита прав и свобод. Гражданство – это правовое состояние, которое предполагает наличие взаимных прав и обязанностей как у гражданина по отношению к государству, так и у государства по отношению к гражданину. Гражданин находится под юрисдикцией государства. Государство может потребовать от своего гражданина выполнение обязанностей, даже если он находится за пределами страны.

Гражданство является предпосылкой обладания всем комплексом конституционных прав, свобод и обязанностей лица. Так, исключительно российские граждане могут быть депутатами, судьями, прокурорами, следователями, военнослужащими. Только гражданин Российской Федерации может быть избран Президентом страны, занимать должности на государственной службе, иметь доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Государство берет на себя обязательства обеспечивать условия для реализации конституционных прав, свобод и обязанностей своих граждан, защищать их, где бы они ни находились (как внутри страны, так и за рубежом), выплачивать им пенсии по старости, пособия по инвалидности, при потере кормильца и в других случаях.

В мире насчитывается около 200 государств и каждое из них имеет свое гражданство. Гражданство – это неизменный атрибут суверенного государства.

Наряду с обычным состоянием гражданства в России возможно почетное гражданство. Оно может быть предоставлено только лицу, не являющемуся гражданином РФ, за выдающиеся заслуги перед Россией и мировым сообществом. Почетное гражданство предоставляется Президентом РФ с согласия того лица, которому оно предоставляется.

Двойное гражданство означает наличие у гражданина России гражданства (подданства) иностранного государства 1 . Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации 2 . Такая ситуация всегда исключение, ибо по общему правилу за гражданином, состоящим в гражданстве конкретной страны, не допускается принадлежность к гражданству другого государства.

Иностранный гражданин – физическое лицо, которое не является гражданином страны проживания, но имеет доказательства своей принадлежности к другому, то есть иностранному государству. На иностранцев в России распространяется национальный режим. Они пользуются правами и свободами и несут обязанности наравне с гражданами

России, если федеральным законом не предусмотрено иное 3 . Также предусмотрены определенные ограничения для иностранцев. Так, они не могут пользоваться политическими правами, находиться на государственной и муниципальной службе. В то же время иностранные граждане могут заниматься предпринимательской деятельностью, получать образование, работать на строительстве жилищных комплексов, заниматься адвокатской практикой. Также Они могут участвовать в выборах органов местного самоуправления 1 .

Лицо без гражданства – это довольно ограниченная категория лиц, которые не имеют официального доказательства своей принадлежности ни к стране пребывания, ни к иному государству. По своему правовому статусу лица без гражданства близки к иностранным гражданам. На них распространяются те же ограничения, что и на иностранных граждан. Состояние «безгражданства» может возникнуть в случае, если гражданин одной страны вышел из ее гражданства, а другое государство не предоставило ему своего гражданства.

Читайте также:  Как можно осуществить онлайн-проверку готовности гражданства РФ в 2020 году

Ребенок – лицо, не достигшее совершеннолетия, то есть восемнадцати лет. Дети подразделяются на малолетних и несовершеннолетних. Соответственно различается и их дееспособность во всех ситуациях, и прежде всего в вопросах гражданства. Малолетние следуют гражданству родителей автоматически. Подростки в возрасте от 14 до 18 лет дают письменное нотариальное удостоверенное согласие на изменение своего гражданства.

Гражданство не связано с территорией государства, поскольку юрисдикция государства осуществляется в отношении своих граждан, проживающих как на его территории, так и за рубежом.

Законы, принятые российским государством, действуют в пределах его территории и распространяются на всех граждан, если эти законы не предусматриваю каких-либо исключений.

Гражданство Российской Федерации регулируется, прежде всего, Конституцией РФ и Законом о гражданстве РФ с изменениями и дополнениями 2003 г. Совокупность этих норм образует институт гражданства РФ.

§ 2. Принципы гражданства Российской Федерации.

Действующая Конституция закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом РФ «О гражданстве РФ».

Принципы гражданства это фундаментальные начала, которые положены в основу правового регулирования отношений гражданства. В законодательстве Российской Федерации выделяются несколько принципов российского гражданства.

Во-первых, гражданство РФ является единым. Единое российское гражданство может быть не единственным (например, для лиц с двойным гражданством).

Защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов, но регулирование этих прав и свобод, равно как и гражданства, состоит в исключительном ведении Федерации. Это означает, в частности, что прием в гражданство РФ осуществляют федеральные органы.

Во-вторых, гражданство в России является равным. Это означает, что права и обязанности гражданина не зависят от оснований приобретения гражданства, от времени его приобретения других обстоятельств.

Конституцией провозглашается принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения. В законодательстве ряда зарубежных стран наблюдается иная картина: там введены определенные ограничения в приобретении гражданства в зависимости от оснований приобретения. Россия идет по более демократическому пути. Она не ставит различий в правах граждан в зависимости от того, как и когда оно было приобретено.

Главава 6. Государственные органы рф ведающие вопросами гражданства

В системе органов, на которые возложено решение вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент РФ как глава государства, олицетворяющий его. Исходя из этого, Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства РФ (ст.89 п. а).

Полномочия Президента Российской Федерации по делам о гражданстве.

Закон о гражданстве конкретизирует полномочия Президента в данной сфере. К ним относятся решения по вопросам:

  • 1. приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;
  • 2. восстановления в гражданстве Российской Федерации отдельных категорий лиц;
  • 3. разрешения на выход из гражданства Российской Федерации отдельных лиц;
  • 4. разрешения гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства;
  • 5. отмены решения о приеме в гражданство Российской Федерации;

предоставления почетного гражданства Российской Федерации.

По всем названным вопроса Президент издает Указы. Другие органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу. Для предварительного рассмотрения этих вопросов, Президент Российской Федерации образует Комиссию по вопросам гражданства.

Полномочия Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

К органам, ведающим делами о гражданстве РФ, Закон относит Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.

“На основе Закона распоряжением Президента от 23 июня 1992 года утверждено Положение об этой Комиссии. Она образуется Президентом и является государственным органом, ведающим делами о российском гражданстве. Президент назначает председателя комиссии и по предложению последнего утверждает состав Комиссии. Комиссия вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения по каждому ходатайству и представлению по вопросам гражданства. Предложения Комиссии оформляются протоколом и подписываются всеми ее членами, участвовавшими в заседании” Габричидзе Б.Н. «Конституционное право современной России» стр. 93. При рассмотрении ходатайств и представлений по вопросам гражданства Комиссия всесторонне оценивает доводы заявителя, содержание представления, заключения государственных органов и общественных организаций по ходатайствам, иные документы и надлежащим образом оформленные свидетельские показания. При рассмотрении вопросов гражданства, затрагивающих интересы республики в составе Российской Федерации, Комиссия учитывает мнение в составе Российской Федерации, Комиссия учитывает мнение компетентных органов этой республики. Она так же вправе истребовать по вопросу, находящемуся на ее рассмотрении, документы и материалы государственных органов, которые представляют необходимую информацию в установленный Комиссией срок.

Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему органов исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы, Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения. Компетенция этих органов по решению вопросов гражданства аналогична, с тем лишь различием, что первые принимают их в отношении лиц, проживающих на территории России, а вторые – за её пределами.

Полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Министерство внутренних дел Российской Федерации и наделенные соответствующей компетенцией подведомственные ему органы:

  • 1. принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации;
  • 2. проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации;
  • 3. направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам
  • 4. гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при президенте Российской Федерации;
  • 5. определяют принадлежность лиц, проживающих на территории Российской Федерации, к гражданству Российской Федерации;
  • 6. по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих на территории Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных Законом случаях.

Полномочия Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.

Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации:

  • 1. принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской федерации;
  • 2. проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской федерации;
  • 3. направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам
  • 4. гражданства при Президенте Российской Федерации;

определяют принадлежность лиц, проживающих за пределами

5. Российской федерации, к гражданству Российской федерации;

ведут учет граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации;

6. по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных законом случаях.

Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ. Исполнение решений возлагается соответственно на МВД или названные выше органы Российской Федерации за рубежом.

Органы по делам гражданства

  • Понятие, предмет и методы конституционного права
  • Государственное право
  • Место конституционного права в системе права
  • Конституционное право как отрасль права
  • Конституционное право как наука
  • Наука конституционного права, её понятие и предмет
  • Система конституционного права
  • Конституционно-правовая ответственность

Государственные органы по делам гражданства

Решение сложных вопросов приобретения и прекращения гражданства может быть доверено только строго определенным государственным органам, полномочия которых установлены законом. К числу таких органов относятся: Президент РФ, Министерство внутренних дел РФ и его территориальные органы, Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» закрепляет полномочия каждого из них.

В Законе регламентируется порядок производства по делам о гражданстве — порядок подачи и форма заявлений, сроки подачи и рассмотрения заявлений, исполнение решений по делам о гражданстве. В соответствии с Законом Указом Президента РФ (в редакции от 19 августа 2009 г.) утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Последними изменениями, в частности, предусмотрен отказ от процедуры оформления наличия у детей в возрасте до 14 лет гражданства РФ по рождению, за исключением случаев, когда ребенок остался без попечения родителей и не имеется документов, подтверждающих наличие у нею российского гражданства.

Важной гарантией соблюдения законности при решении вопросов гражданства является возможность обжалования этих решений. Так, решение полномочного органа об отклонении заявления по вопросам гражданства может быть обжаловано в суд. Отказ в рассмотрении заявлений по вопросам гражданства, а также другие действия должностных лиц, нарушающие порядок рассмотрения дел и исполнения решений, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу либо в суд.

Весьма демократический порядок приобретения российского гражданства помогает многим людям приобрести гражданство РФ.

Органы, ведающие делами о гражданстве

Вопросы, связанные с российским гражданством, решают: Президент РФ; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел (Министерство внутренних дел РФ — МВД России), и соответствующие органы субъектов РФ; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел (Министерство иностранных дел РФ — МИД России); дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за рубежом. В ведении Президента РФ находятся вопросы приема в гражданство в общем порядке; восстановления гражданства в общем порядке; выхода из гражданства в общем порядке; отмены решений по вопросам гражданства. Он издает указы, утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства, обеспечивает согласованную деятельность органов, ведающих вопросами гражданства. При наличии особых обстоятельств, по общему правилу препятствующих приобретению российского гражданства (судимость, уголовное преследование, наказание в виде лишения свободы), Президент РФ вправе в порядке исключения рассмотреть вопрос о приеме лица в гражданство РФ или о восстановлении в гражданстве РФ в общем порядке. При Президенте РФ действует совещательный и консультативный орган — Комиссия по вопросам о гражданстве. Согласно Положению об этой Комиссии, которое утверждено Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г., она представляет предложения Президенту РФ о совершенствовании законодательства о гражданстве, предварительно рассматривает заявления о приеме в гражданство РФ и о политическом убежище, анализирует применение законодательства о гражданстве, вправе направлять разъяснения федеральным органам, занимающимся вопросами гражданства, и др. Она вправе запрашивать данные, касающиеся вопросов гражданства, у федеральных органов, организаций, должностных лиц. Организационной работой ведает

Управление Президента РФ по вопросам гражданства, которое входит в состав Администрации Президента РФ.

МВД, МИД России и соответствующие органы субъектов РФ устанавливают наличие гражданства у лиц, принимают заявления по вопросам гражданства РФ, проверяют факты и представленные документы, представляют материалы о гражданстве РФ и заключения Президенту РФ в случаях особых обстоятельств, исполняют решения Президента РФ по вопросам гражданства РФ, ведут учет соответствующих лиц (МИД — граждан и других лиц, находящихся за границей), оформляют гражданство РФ. В некоторых случаях упрошенного порядка производства дел о гражданстве РФ они вправе рассматривать заявления о гражданстве РФ, иногда могут принимать решения по вопросам приема в гражданство РФ (при усыновлении и др.) и отменять решения о приеме в гражданство, если будет установлено, что такое решение принято на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.

Производство по делам о гражданстве

Производство по делам о гражданстве регулируется Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства 2002 г., утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г., который в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» упрощает процедуры приобретения гражданства РФ для некоторых категорий лиц. Заявление по вопросам гражданства (о приобретении, выходе и др.) подается в двух экземплярах в территориальный орган МВД субъекта Федерации, за границей — в посольство, консульство РФ лично. Предъявляется удостоверение гражданства, другие документы, представляются три фотографии. При выходе из гражданства РФ необходимы справки от органов, ведающих налогообложением, об отсутствии задолженности, документ, свидетельствующий о возможности предоставления выходящему другого гражданства (если заявление о выходе подается за границей, необходим документ о снятии с учета по месту жительства в Российской Федерации). Подпись лица заверяет принимающий заявление представитель органа, ведающего делами о гражданстве. В случае неграмотности или физических недостатков заявление по просьбе лица подписывается другим человеком и нотариально заверяется. В исключительных случаях заявление и другие документы могут быть переданы через другое лицо или направлены по почте. В этом случае подлинность подписи и копии документов также удостоверяются нотариально. Заявления об изменении гражданства детей или недееспособных подаются их родителями или законными представителями. При подаче заявления в России взимается государственная пошлина, за границей — консульский сбор. Согласие заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства РФ (например, согласие другого родителя в случае изменения гражданства детей) излагается в письменной форме и удостоверяется нотариально или должностным лицом дипломатического представительства, консульского учреждения (за границей).

При приеме в гражданство в общем порядке представляются вид на жительство, документ о законном источнике средств к существованию, документ, подтверждающий отказ от иностранного гражданства, документ, подтверждающий владение русским языком (от представления последнего документа освобождаются мужчины старше 65 лет, женщины старше 60 лет, недееспособные, инвалиды I группы). Лица, родившиеся на территории СССР и имевшие гражданство СССР, при приеме в гражданство РФ представляют только свидетельство о рождении или паспорт гражданина СССР образца 1974 г., лица, состоящие в браке с гражданином РФ, — свидетельство о браке и паспорт супруга, имеющего российское гражданство.

Рассмотрение заявлений о приеме в гражданство в общем порядке или выходе из него осуществляется в течение года. Заявления по вопросам гражданства в упрощенном порядке рассматриваются в течение шести месяцев.

Если лицо не удовлетворено решением по вопросам о приеме в гражданство, выходе из гражданства, о гражданстве детей и т. д., повторное заявление может быть подано через год. Отказ органа, ведающего вопросами гражданства, принять заявление о гражданстве может быть обжалован в суд. Отказ в рассмотрении заявления и иные действия, нарушающие порядок рассмотрения дел и исполнения решений по вопросам о гражданстве, обжалуются в вышестоящий орган (вышестоящему- должностному лицу) либо в суд.

Споры между родителями, между родителем и опекуном (попечителем) по вопросу о гражданстве ребенка (недееспособного лица) решаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

Гражданство Российской Федерации

Основания, условия, порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации

Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 62-ФЗ), Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 (далее – Положение), а также Указами Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» и от 29 апреля 2019 г. № 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке».

Гражданство Российской Федерации приобретается (статья 11 Федерального закона № 62-ФЗ):

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом № 62-ФЗ или международным договором Российской Федерации.

Прием в гражданство Российской Федерации лиц осуществляется в общем и упрощенном порядке. Общий и упрощенный порядки отличаются основаниями, условиями, сроками рассмотрения соответствующих заявлений (в общем порядке – срок рассмотрения заявления до 1 года, в упрощенном – до 6 месяцев (рассмотрение заявлений в соответствии с частями второй.1, седьмой и восьмой статьи 14 Федерального закона № 62-ФЗ осуществляются в срок до трех месяцев), со дня подачи всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов) и компетенцией принятия решения.
По заявлениям о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке решение принимает Президент Российской Федерации, в упрощенном порядке – руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне. Квоты на приобретение российского гражданства отсутствуют. Преимущественного права приобретения гражданства Российской Федерации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности не установлено.

Условия приема в российское гражданство в общем порядке установлены статьей 13 Федерального закона № 62-ФЗ. Одним из основных условий является постоянное проживание на территории России по виду на жительство в течение 5 лет непрерывно. Срок проживания сокращается до 1 года или это условие снимается для отдельных категорий иностранцев, установленных той же статьей.

На основании статьи 37 Федерального закона № 62-ФЗ гражданство Российской Федерации приобретается:

в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 62-ФЗ – со дня рождения ребенка;

в соответствии с частями второй и четвертой статьи 26 Федерального закона № 62-ФЗ – со дня усыновления (удочерения) ребенка;

в остальных случаях – со дня принесения лицом Присяги гражданина Российской Федерации в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона № 62-ФЗ, если иное не предусмотрено Федеральным законом № 62-ФЗ и указами Президента Российской Федерации.

Гражданство Российской Федерации прекращается со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения.

Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляется при наличии условий и оснований, установленных для некоторых категорий лиц статьей 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 62-ФЗ). При этом для них снято требование о сроке постоянного проживания в России (но не условие иметь вид на жительство, за исключением лиц, указанных в частях третьей, пятой, шестой, седьмой и восьмой данной статьи). В соответствии с указанной статьей Федерального закона № 62-ФЗ в упрощенном порядке могут быть приняты в российское гражданство лица, которые:

– имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

– имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

– родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

– состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

– являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

– имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации,– в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

– имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, – в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

– получили после 1 июля 2002 г. профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

– являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности. При этом в указанный период сумма уплаченных такими гражданами и лицами в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 1 миллиона рублей;

– являются инвесторами, чья доля вклада в уставный (складочный) капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица должен составлять не менее 100 миллионов рублей и в указанный период сумма уплаченных таким юридическим лицом в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 6 миллионов рублей;

– осуществляют не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации» заменить словами «осуществляют не менее одного года до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации;

– признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона;

– ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации;

– ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации;

– ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации;

– ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации;

– ребенок, помещенный под надзор в российскую организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– недееспособное лицо, помещенное под надзор в российскую образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную российскую организацию;

– участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей;

– лица, постоянно проживающие на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины;

– граждане Украины, не имеющим гражданства (подданства) другого государства, родившиеся и постоянно проживавшие на территориях Республики Крым и г. Севастополя, выехавшие за пределы указанных территорий до 18 марта 2014 г., а также их дети, в том числе усыновленные (удочеренные), супруги и родители;

– лица без гражданства, родившиеся и постоянно проживавшие на территориях Республики Крым и г. Севастополя, выехавшие за пределы указанных территорий до 18 марта 2014 г., а также их дети, в том числе усыновленные (удочеренные), супруги и родители;

– граждане Украины и лица без гражданства, имеющие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, вид на жительство в Российской Федерации, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации или свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, постоянно проживавшие на территориях Донецкой и Луганской областей Украины по состоянию на 7 апреля 2014 г. и 27 апреля 2014 г. соответственно, а также их дети, в том числе усыновленные (удочеренные), супруги и родители;

– иностранные граждане и лица без гражданства, которые сами либо родственники по прямой восходящей линии, усыновители или супруги которых были подвергнуты незаконной депортации с территории Крымской АССР,
а также их родственники по прямой нисходящей линии, усыновленные (удочеренные) дети и супруги;

– граждане Исламской Республики Афганистан, Республики Ирак, Йеменской Республики и Сирийской Арабской Республики, родившиеся на территории РСФСР и состоявшие в прошлом в гражданстве СССР, а также их дети, в том числе усыновленные (удочеренные), супруги и родители.

Кроме того, граждане Казахстана, Киргизии и Белоруссии могут приобрести гражданство Российской Федерации на территории Российской Федерации также в упрощенном порядке на основании Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 г.

Заявления по вопросам гражданства лицом, проживающим (пребывающим) на территории России, подается в территориальный орган МВД России по месту жительства или по месту пребывания (в соответствии с частями седьмой и восьмой статьи 14 Федерального закона № 62-ФЗ) заявителя. Прием заявлений от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляется в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом либо в пунктах по приему и выдаче документов о приобретении гражданства Российской Федерации (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке»).

Условия приема в российское гражданство установлены частью первой статьи 13 Федерального закона № 62-ФЗ:

– наличие законного источника средств к существованию;

– обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у лица иного гражданства;

– владение русским языком.

Условия приема в гражданство Российской Федерации на основании части восьмой статьи 14 Федерального закона № 62-ФЗ установлены Указами Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» и от 29 апреля 2019 г. № 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» (Далее – «Указы Президента Российской Федерации № 183 и № 187»)

Заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, о восстановлении в гражданстве Российской Федерации и о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, поданные лицами, отклоняются на основании части первой статьи 16 Федерального закона № 62-ФЗ, если указанные лица:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) участвуют либо участвовали в международных, межнациональных, межтерриториальных или иных вооруженных конфликтах, либо в совершении в ходе таких конфликтов действий, направленных против российского контингента миротворческих сил и препятствующих исполнению им своих миротворческих функций или направленных против Вооруженных Сил Российской Федерации, либо в совершении террористических актов, осуществлении экстремистской деятельности или в подготовке совершения таких актов, в осуществлении такой деятельности за пределами Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, представительств Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, представительств субъектов Российской Федерации и их сотрудников;

в) участвуют либо участвовали в совершении или в подготовке к совершению противоправных действий, содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности, за осуществление которой законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность, либо иных действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

г) имеют ограничения на въезд в Российскую Федерацию в связи с тем, что они подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавались Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, либо в связи с принятием в отношении лица решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации (до истечения установленных сроков ограничения на въезд в Российскую Федерацию);

д) использовали при подаче заявления подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

е) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

ж) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;

з) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

и) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (до истечения срока наказания).

Соответствующие конкретным основаниям приобретения российского гражданства формы заявлений, правила и порядок их оформления, подачи и рассмотрения, а также перечни прилагаемых к ним документов, установлены Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325, и Указами Президента Российской Федерации № 183 и № 187.

За рассмотрение заявлений по вопросам гражданства уплачивается государственная пошлина в размере 3 500 рублей.

Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации

Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение.

Решение по вопросам гражданства Российской Федерации в случае отмены в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) считается недействительным со дня принятия такого решения.

Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене в случае, если будет установлено, что данное решение принято на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, либо в случае отказа заявителя от принесения Присяги гражданина Российской Федерации.

В случае, если при обращении с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации заявитель не имел намерения нести обязанности, установленные законодательством Российской Федерации для граждан Российской Федерации, а целью приобретения гражданства Российской Федерации являлось осуществление деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, решение о приобретении гражданства Российской Федерации также подлежит отмене на основании сообщения заявителем заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации.

Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке. При этом установленный вступившим в законную силу приговором суда факт совершения лицом хотя бы одного из преступлений (приготовления к преступлению или покушения на преступление), предусмотренных статьями 205, 205.1, частью второй статьи 205.2, статьями 205.3 – 205.5, 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 282.1 – 282.3 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо хотя бы одного из преступлений (приготовления к преступлению или покушения на преступление), предусмотренных статьями 277 – 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, если их совершение сопряжено с осуществлением террористической деятельности, приравнивается к установлению судом факта сообщения заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации.

Как подтвердить наличие гражданства РФ

Только обладание полноценным гражданством государства обеспечивает человеку всю полноту гражданских прав. Для лиц, даже постоянно проживающих в стране, но не являющихся ее гражданами, обычно предусмотрен ряд ограничений. В России такие люди не могут занимать ряд должностей, не смогут они получить и правовую помощь от российских дипломатов за рубежом. Иногда наличие статуса гражданина определенного государства приходится доказывать. Выясним, для чего необходимо подтверждение гражданства РФ и как осуществляется эта процедура.

Приобретение статуса российского гражданина

Большая часть граждан России получила этот статус по праву рождения и очень часто даже не задумывается о его наличии, другая часть россиян приобрела его иным способом: они прошли специальную процедуру и получили российский паспорт.

И первые, и вторые уверены, что такая задача, как подтвердить свое гражданство, перед ними не встанет никогда.

Как известно, Основной закон страны – Конституция РФ – гарантирует, что права всех граждан России одинаковы и каждый из них имеет право на равную защиту этих прав государством независимо от способа приобретения гражданства. Тем не менее иногда его наличие приходится доказывать. Тогда-то и возникает вопрос о том, как доказать, что ты гражданин РФ. Именно эту проблему мы и рассмотрим в рамках данной статьи.

Какими документами совершеннолетний гражданин России может подтвердить гражданство РФ

На ситуациях, в которых может понадобиться такое подтверждение, мы остановимся ниже. Сейчас важно выяснить, как эту проблему трактуют законодательные акты нашей страны, и что говорит закон о подтверждении гражданства РФ.

Основные вопросы получения статуса гражданина отражены в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ « О гражданстве Российской Федерации ». Во исполнение ФЗ № 62 был подписан Указ Президента РФ от 14.11.2002 № 1325, которым введены положения о рассмотрении вопросов гражданства России. В пункте 45 положений нормативного акта содержится информация о том, на основании каких документов можно подтвердить гражданскую принадлежность к Российской Федерации.

Согласно тексту Указа Президента РФ № 1325, определены следующие документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству:

  • паспорт России – помимо внутреннего паспорта, свой статус можно подтвердить заграничным, служебным или дипломатическим паспортами;
  • билет военнослужащего – к билету должен прилагаться соответствующий вкладыш;
  • свидетельство о рождении – в документе должна быть соответствующая отметка, вкладыш.

Для подтверждения факта наличия российского гражданства достаточно просто иметь один из перечисленных в перечне документов. Все остальные необходимые россиянину бумаги оформляются на основании одной из указанных выше, другой документ или штамп, который удостоверяет принадлежность заявителя к гражданству РФ, не нужен.

Однако по различным причинам у человека может не оказаться ранее перечисленных документов. Многие переживают, что в таком случае наличие статуса гражданина Российской Федерации доказать будет совершенно невозможно, но эти переживания напрасны. Российское государство в лице уполномоченных органов, при необходимости, выдает специальные справки. О том, где получить подтверждение гражданства РФ, речь пойдет ниже.

Всегда ли наличие российского паспорта подтверждает, что его владелец – гражданин России

Советский Союз, правопреемницей которого является Россия, распался в конце 1991 года. Процесс этот сопровождался экономическими трудностями и возникновением целого ряда конфликтов, в том числе и вооруженных, на территории республик, ранее входивших в СССР. В феврале 1992 года был принят российский закон о гражданстве, при этом в паспортах отметка о наличии или отсутствии статуса гражданина так и не была введена.

Многие этнические русские (или русскоговорящие) – бывшие граждане СССР, проживавшие за пределами России в уже новообразованных странах, особенно в зонах конфликтов, фактически остались без каких-либо легитимных документов, позволяющих им совершать элементарные действия. Паспорта СССР утратили силу, а паспорта своих республик они получить не могли или не хотели получать. Чтобы облегчить таким людям существование РФ выдавала им свои паспорта как документ, обеспечивающий возможность перемещаться географически и подтверждающий личность. Гражданами РФ при этом такие люди не становились, но тогда это казалось малозначимым.

В 2002 году была принята новая редакция закона 1992 года, и с этого момента наличие или отсутствие статуса гражданина стало важным; приходится признать, что наличие паспорта РФ не гарантирует гражданства РФ в том случае, если документ выдан в период с 1992 по 2002 годами.

Тем, кто до сих пор пользуются таким паспортом, следует обратиться в органы ГУВМ МВД РФ и пройти процедуру подтверждения.

Кроме того, нельзя подтвердить статуса гражданин России паспортом с признаками подделки, а также если он испорчен либо просрочен. Согласно требованиям закона, просроченным документ считается тогда, когда его владелец по достижении 20 и 45 лет не обменял на новый.

Как получить справку, подтверждающую наличие гражданства РФ

Иногда россиянам необходимо подтвердить свой гражданский статус, а установленных для этого документов они не имеют. Такое может возникнуть, например, если паспорт утерян или просрочен. В данной ситуации немаловажно знать, каким запросом подтверждают гражданство и куда с этим запросом следует обращаться.

В России вопросами гражданства ведает ГУВМ МВД РФ, а за границей, если проблема возникла именно там, – дипломатические представительства нашей страны за рубежом. Именно в эти государственные органы и следует обращаться.

При обращении за справкой в соответствующую инстанцию следует подать:

  • установленной формы заявление, в нем следует указать свои личные данные;
  • документы, на основании которых можно установить факт того, что заявитель является гражданином РФ, например, документы родителей-россиян, если в них вписан ребенок, просроченный паспорт и проч.

По результатам изучения бумаг и ответов на свои запросы в другие государственные органы инстанция, в которую обратился заявитель, вынесет заключение о наличии гражданства РФ либо о его отсутствии. Следует запастись терпением, ведь ожидать ответа придется достаточно долго, иногда на это уходит до 3 месяцев. Кроме того, в некоторых ситуациях для получения справки приходится предоставить доказательства отсутствия у заявителя паспорта другого государства.

Когда необходимо подтверждать наличие гражданской принадлежности к РФ

Паспорт россиянам приходится предъявлять достаточно часто: на почте, в банке, при обращении в какое-либо ведомство. Однако в этих случаях он используется для идентификации личности, а не для установления наличия статуса гражданина.

Подтверждение факта гражданства требуется в следующих ситуациях:

Могут быть и другие обстоятельства, когда потребуется подтверждение статуса гражданина РФ.

Когда процедура подтверждения не нужна

В некоторых ситуациях доказывать наличие гражданства не требуется:

  1. Получение внутреннего паспорта впервые.
  2. Обмен заграничного или внутреннего паспорта на новый.
  3. Получение паспорта в связи с утратой (порчей) предыдущего.

В первом случае гражданский статус ребенка подтверждается его свидетельством о рождении с соответствующей отметкой, а в двух последних случаях сведения об этом уже имеются в деле заявителя.

Порядок подтверждения гражданства РФ

Если по каким-то причинам вам потребовалось подтверждать наличие российского гражданства, следует предъявить один из документов, которые подробно перечислены пункте 45 Положений , чуть выше в статье представлен их краткий перечень.

Если же ни одного из этих документов у вас нет, придется обратиться в миграционные органы либо в консульство за рубежом за справкой о наличии гражданства.

Подтверждение российского гражданства у несовершеннолетних

У детей до 14 лет внутреннего паспорта нет. А существует ли документ, удостоверяющий наличие гражданства Российской Федерации у несовершеннолетнего гражданина, – такой вопрос вполне логичен и правомерен.

Такой документ существует, вернее, их даже несколько:

  • свидетельство о рождении;
  • заграничный паспорт;
  • паспорт одного из родителей (или опекуна), в который внесены сведения о ребенке.

Если же маленький гражданин родился не на территории нашей страны, а за границей, его родителям будет выдана справка, подтверждающая гражданство РФ ребенка, оформляют ее российские дипломатические представительства за рубежом.

Ситуации, в которых требуется или не требуется подтверждать гражданство РФ у несовершеннолетних

Положение о том, что каждый гражданин Российской Федерации должен иметь документальное подтверждение своего гражданского статуса, касается абсолютно всех. Не является исключением и документ, подтверждающий наличие гражданства РФ у ребенка до 14 лет, например. Проблема заключается в том, что из-за достаточно частых изменений законодательства Российской Федерации такие документы могут иметь совершенно разный вид. Разобраться в этом вопросе быстро удается не всем, поэтому попробуем разъяснение.

Вероятно, многим известно, что после 2002 года свидетельство о рождении, выданное органами ЗАГС, если в нем четко указано, что законные представители ребенка являются гражданами РФ, само по себе подтверждает гражданский статус. Однако возникает вопрос о том, нужно ли подтверждать гражданство ребенку 2002 года рождения, и ответ на него зависит от даты выдачи свидетельства о рождении. Если документ получен после 1 июля 2002 года, никаких дополнительных отметок в нем или других документов не требуется. До этого в свидетельстве о рождении либо ставился специальный штамп, либо выдавался вкладыш, подтверждающий наличие у ребенка российского гражданства. Данная процедура заметно упростилась с момента введения штампа в 2007 году.

Не все родители понимают, почему граждане РФ должны доказывать гражданство детей. Конечно, можно пуститься в длинные и пустые рассуждения о том, как было бы сделать лучше, однако проще понять, что таковы требования российских законов и их исполнение обязательно для всех. Родители имеют определенные обязанности перед ребенком, в том числе и по оформлению его принадлежности к гражданам России.

Порядок подтверждения гражданского статуса РФ у ребенка

Если потребуется подтвердить наличие статуса гражданина вашему ребенку, а перечисленных выше документов нет, возникает вопрос, как и где подтвердить гражданство РФ ребенку.

Российское законодательство не разделяет граждан по половым, возрастным и иным признакам, поэтому для подтверждения наличия российского гражданства России, будь то ребенок или взрослый, нужно обращаться:

  • внутри России – в территориальные подразделения ГУВМ МВД РФ;
  • за рубежом – в дипломатические представительства РФ (консульства).

Относительно недавно в РФ начали действовать многофункциональные центры. Ответ на вопрос, можно ли подтвердить гражданство ребенка в МФЦ, положительный. Обратившись туда, после проведения проверок вы получите необходимый штамп в свидетельстве о рождении ребенка.

Естественно, куда бы вы не обращались, в сложных ситуациях наличие у ребенка гражданства РФ придется доказывать. Используйте прямые, а если их нет, то и косвенные доказательства – словом, все, что сумеете собрать.

Вопросы подтверждения российского гражданства в Республике Крым

Законодательство России действует по всей ее территории, поэтому ответ на вопрос о том, какие документы нужны для подтверждения гражданства РФ взрослому в Крыму, прост: требуется российский паспорт. Для того чтобы его оформить, следует обратиться в территориальное отделение ГУВМ МВД России и подать туда документы согласно установленному списку.

Российская Федерация считает всех постоянных жителей Республики Крым, имевших на момент присоединения украинское гражданство, россиянами. Им следует обратиться в местное отделение миграционной службы, и никаких проблем с получением паспорта возникнуть не должно.

Чтобы подтвердить гражданство ребенка в Крыму, необходимо выполнить ту же процедуру: обратиться в миграционный орган и обменять выданное Украиной свидетельство о рождении на российское, также можно поставить штамп прямо в старый документ.

Подтверждение гражданского статуса при нахождении за границей

Защитой интересов россиян за рубежом, а при необходимости, и решением их проблем занимается Министерство иностранных дел РФ. Именно в представительства этой организации (посольства и консульства) и следует обращаться. Естественно, понадобится подтвердить, что ваши притязания обоснованны.

Министерство иностранных дел представляет интересы России и ее граждан по всей планете. Если в отдаленной стране отсутствуют посольства и консульства РФ, значит, эти функции исполняет дипломатическая миссия РФ в соседней стране либо интересы России представляет миссия другого государства по договору с нашей страной. Выясните, какая организация вам нужна, и обратитесь туда за помощью.

Заключение

Чаще всего для подтверждения того факта, что вы гражданин России, используют паспорт – любой из официально выдаваемых в РФ его образцов, для несовершеннолетним – свидетельство о рождении. Однако ряд образцов внутреннего паспорта и свидетельства о рождении не могут являться доказательством того, что их обладатель имеет российское гражданство.

Такой документ (паспорт) после соответствующей проверки следует заменить на новый, а в свидетельство о рождении сотрудник отделения ГУВМ МВД должен поставить специальный штамп. Если никаких документов, прямо подтверждающих наличие у вас гражданства РФ, нет, придется обращаться в уполномоченные органы за справкой, которая подтвердит или опровергнет его наличие.

Читайте также:  Главные функции ФЗ О гражданстве в 2020 году
Ссылка на основную публикацию